Под жизненным циклом продукции (ЖЦП) понимают совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции в течение периода её создания и использования, начиная от маркетинга и изучения рынка до технической помощи в эксплуатации и утилизации.
Типовые стадии «ЖЦ» промышленной продукции можно схематически представить в виде так называемой «петли качества» (рис.2):
Рис.2. Схема жизненного цикла продукции.
1 – маркетинг, поиск и изучение рынка;
2 – проектирование и разработка технологических требований;
3 – материально-техническое снабжение;
4 – подготовка и разработка производственных процессов;
5 – производство продукции;
6 – контроль, проведение испытаний и обследований;
7 – упаковка и хранение;
8 – реализация и распределение продукции;
9 – монтаж и эксплуатация;
10 – техническая помощь при обслуживании;
11 – утилизация после использования продукции.
Название «петля качества» подразумевает постановку и выполнение задач по управлению качеством на каждой стадии ЖЦП.
|
|
Понимание того, что процесс может быть представлен как последовательность видов деятельности, помогает руководству при определении входов для процесса. После определения входов могут быть определены необходимые виды деятельности, действия и требующиеся ресурсы для процесса с целью достижения желаемых выходов.
Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая процессы ЖЦП) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, может рассматриваться как план качества.
Постоянное улучшение процессов в организации повысит результативность и эффективность системы менеджмента качества и улучшит деятельность организации. В приложении «Б» ГОСТа Р ИСО 9004-2001 описывается «Процесс постоянного улучшения», который можно использовать для оказания помощи при определении действий, необходимых для постоянного повышения результативности и эффективности процессов.
В целом, это раздел системы менеджмента качества должен включать:
1. Планирование процессов ЖЦП;
2. процессы, связанные с потребителями: требования, установленные потребителями; требования нормативных документов; любые дополнительные требования, определенные организацией;
3. проектирование и разработку продукции; входные данные для проектирования должны включать:
а) функциональные и эксплуатационные требования;
б) требования нормативных и законодательных документов;
в) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих
аналогичных процессов;
Соответствующие требования разрабатываются и к выходным данным продукции.
|
|
4. закупки. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки.
5. производство и обслуживание.
Организация должна планировать и осуществлять производство в управляемых условиях, под которыми понимаются:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие соответствующих рабочих инструкций;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений.
Организация должна иметь процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности выполнялись в соответствии с требованиями к ним. Там, где необходимо, измерительное оборудование должно быть:
а) отрегулировано;
б) откалибровано;
в) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
г) защищено от повреждений и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.
Если при мониторинге и измерениях используют компьютерные программы, их пригодность к использованию должна быть подтверждена до начала применения.
Последним элементом рассмотренной модели является: