Категория «тип государства» дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал: правление одного, правление немногих, правление большинства. А государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).
Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный типы государства — мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует; эмпирический тип государства, получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.
|
|
Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
Американский профессор Р. Макайвер также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические.
Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.
Иные авторы кладут в основу классификации степень политической свободы и выделяют: демократическое и антидемократическое (авторитарное, полицейское, фашистское, расистское (раса) государство). Либовоснове классификации лежит тип цивилизации: древне-восточный, древне-греческий, древне-римский, средневековый, современный.