Проблемы | Нарушенные функции |
Ребенок плохо удерживает равновесие, и ему приходится опираться одной рукой, чтобы не упасть | Крупная моторика |
Ребенок не может так наклониться вперед, чтобы доставать до стопы | То же |
Когда ребенок сгибает одну ногу, вторая разгибается так, что он падает назад | «« |
Ребенок не может захватывать предметы, когда его рука вытянута; не может не разжимать кисть, пока натягивает носок | «« |
Ребенок недостаточно хорошо манипулирует предметами. У него недостаточно сформирована координация глаз-рука | Тонкая моторика, умение фиксировать взгляд и следить взглядом за предметом |
Ребенку трудно выбрать движения, соответствующие задаче | Планирование движений |
Ребенок не может выполнять движения с пересечением средней линии тела | Формирование представлений о своем теле |
Ребенок недостаточно хорошо понимает, что именно его попросили сделать | Интеллект |
Некоторые общие двигательные проблемы
Вот еще некоторые общие проблемы с движениями:
¨ трудно удержать в руках и поднимать одежду (особенно те вещи, которые надеваются через голову), не падая назад, а также расправлять одежду (для этого нужны обе руки);
¨ ребенку трудно начать надевать носок, а также дотянуться до стопы, чтобы натянуть носок на пятку;
¨ трудно начать снимать штаны; продевать вторую руку в рукав пальто, застегивать и расстегивать застежки, особенно на спине.
Когда ребенок со спастической гемиплегией, например, делает что-то своей «здоровой» рукой, у него часто сжимается кисть спастичной руки, из-за этого ему трудно действовать двумя руками вместе. Поэтому ему, может быть, легче снимать носок, опираясь на спастичную руку, и тем самым подавляя эту реакцию. Позже ребенок может использовать «больную» руку, чтобы держаться за что-нибудь (рис. 17.8, а-г),