Вопросы и задания. 1. Критически оцените изученные стратегии внедрения из­менений в организациях

1. Критически оцените изученные стратегии внедрения из­менений в организациях. В чем ограниченность каждой их этих стратегий? Какие факторы необходимо учитывать при выборе стратегии?

2. Назовите основные этапы жизненного цикла организации (теория И. Адизеса), а также цели организации на различных этапах жизненного цикла.

3. Примените калейдоскоп перемен к планированию изме­нений в вашей компании.

4. В чем особенности управления изменениями при слияни­ях и поглощениях?

ГЛОССАРИЙ

Аттрактор (от лат. attrahere — притягивать, англ. attract — притяже­ние) — 1) притягивающий центр, область самоорганизации системы; 2) относительно устойчивое состояние системы, которое как бы при­тягивает к себе все множество «траекторий» системы, определяемых разными начальными условиями; 3) математический образ диссипа-тивных структур, возникающих в развивающихся системах.

Бенчмаркинг — метод контроля; особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В процессе бенчмар-кинга осуществляется поиск организаций, которые показывают наи­высшую эффективность, обучение их методам работы и реализации передовых методов в собственных условиях.

Бизнес-система1) средство достижения предпринимательских це­лей в условиях виртуализации бизнес-процессов, являющихся элемен­тами бизнес-системы; 2) деструктурированная организация, эволюцио­нирующая вместе со средой.

Вариабельные связи — связи, которые при изменении ситуации из­меняют свои характеристики. Вариабельность может проявляться в изменении содержательной насыщенности связей, а также в их пере­ходе из одних классификационных групп в другие.

Вертикальные связи — связи руководства и подчинения, субордина­ционные и иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Могут носить линейный или функциональный характер.

Гибкие производственные системы1) упорядоченная совокупность средств труда, обеспечивающих в условиях мелкосерийного производ­ства автоматизацию технологических операций и автоматизацию пе­рестройки на новую продукцию в пределах физических возможностей системы, а также оптимальное управление технологическими опера­циями с целью повышения потребительских свойств выпускаемой

продукции за счет ее своевременного обновления; 2) физическое воп­лощение, предметное выражение гибкого автоматизированного про­изводства.

Горизонтальный концерн — концерн, объединяющий компании од­ной отрасли, выпускающие одинаковую продукцию или осуществляю­щие одни и те же стадии производства.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — 1) способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам; 2) важный метод исследования, использование которого предполагает, что частные положения логически выводятся из общих положений (ак­сиом, постулатов, правил, законов).

Диверсификация — 1) расширение ассортимента товаров, предлага­емых фирмой; 2) процесс проникновения фирмы в смежные отрасли.

Динамические системы1) системы, состояние которых изменяет­ся во времени; 2) структуризованные объекты, имеющие входы и вы­ходы; объекты, в которые в определенные моменты времени можно вводить и из которых можно выводить вещество, энергию, информа­цию.

Закрытые системы — системы, у которых отсутствует веществен­ный, информационный и энергетический обмен с внешней средой.

Звено управления — 1) структурное подразделение или должностное лицо, выполняющее функции управления; 2) обособленное подразде­ление со строго определенными функциями.

Издержки — 1) израсходованная на что-либо сумма, затраты; 2) ис­текшие затраты, включающие: а) обобщенные производственные зат­раты по использованию продуктов и услуг в процессе производства конечной продукции; затраты, относящиеся к уже проданной продук­ции и соответствующей выручке с продаж; б) собственно издержки, не входящие в производственную себестоимость товаров проданных, к примеру: издержки реализации, общие и административные издерж­ки, издержки по выплате процентов и налогов; в) убытки, относимые на издержки, например: незастрахованные активы, пострадавшие от пожара, судебные издержки.

Изменение — заметные различия в ситуации, человеке, рабочей груп­пе, организации или во взаимоотношениях, происходящие между дву­мя последовательными моментами времени.

Инвариантные связи — связи, которые могут оставаться практичес­ки неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональ­ным назначением, спецификой реализации связей в данной конкрет-

Индукция (от лат. inductio — возбуждение, наведение) — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

ИнновацияJ) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Существенные факторы инновации — развитие изобретательства, по­явление пионерных и крупных изобретений.

Инсайдер1) лицо, в силу своего положения имеющее доступ к важной (финансовой) информации, недоступной широкой публике. Фондовые сделки инсайдеров строго контролируются, регистрируются и публикуются; 2) акционер, которому принадлежат более 10% голосу­ющих акций компании.

Информация1) сведения о состоянии системы и процессах, про­исходящих в системе и с системой; 2) сведения о чем-либо, являющи­еся объектом сбора, хранения, переработки. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, потраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анали­зом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг вне­шних консультантов и др.

Кайзен — постоянная организационная культура, нацеленная прежде всего на процессы улучшений всех аспектов деятельности организа­ции — от процессов и производственных отношений, связанных с по­лучением материалов и комплектующих от поставщиков (с учетом всех процессов создания добавочной стоимости), до процессов их перера­ботки и способов взаимодействия с системами распределения и ко­нечными покупателями.

Карьера — (от лат. carrus — телега, повозка и итал. camera — бег, жизненный путь, поприще) термин имеет много значений. Самое по­пулярное — продвижение вперед по однажды выбранному пути дея­тельности, например: получение больших полномочий, более вы­сокого статуса, престижа, власти, денег. «Сделать карьеру» для нас прежде всего означает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода.

Квалификация — степень профессиональной подготовленности ра­бочих и служащих к выполнению конкретного вида работы. Ее состав­ные элементы — теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство. Квалификация рабочих опре­деляется в первую очередь присвоенными им разрядами и разрядами работ, которые они выполняют. Объем и уровень знаний и практичес­ких навыков лиц, прошедших курс обучения по профессии, должны соответствовать положениям Единого тарифно-квалификационного справочника.

Конформность — свойство личности, заключающееся в повышен­ных способностях к адаптации, с одной стороны, и стремление к адап­тации — с другой.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения значимых проти­воречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Психоло­гия и поведение человека зависят не только от личных качеств конк­ретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество.

Клановая культура — культура, при которой коллектив предприятия характеризуется разделением всеми работниками ценностей и целей организации, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощу­щением организации как «мы».

Лидерство — групповое взаимодействие, где лидер является иници­атором изменений, человеком, который влияет на других в большей степени, чем они на него.

Ликвидность1) легкость реализации, продажи, превращения ма­териальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств; 2) способность активов превращать­ся в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номиналь­ную стоимость.

Линейные связи — связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует свои власт­ные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Манипуляция — программирование общественного мнения с це­лью обеспечить выгодное манипулятору поведение. Это скрытый вид духовного, психологического воздействия, мишень которого — психо­логические структуры человеческой личности.

Мозговой штурм — метод группового коллективного продуцирова­ния новых креативных идей, разработанный в 1930-е гг. Применяется в самых разных областях — от решения научно-технических, управ­ленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в слож­ных социальных или личных ситуациях. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процес­са их критической оценки и отбора. Используются разнообразные при­емы «включения» фантазии для лучшего использования «чисто чело­веческого» потенциала в поиске решений.

Матричная структура — наложение проектной структуры на посто­янную для организации линейно-функциональной структуры управ­ления.

Моделирование (от лат. modulus — мера, образец) воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально со­зданном для его изучения (модели).

Обучение действием — технология создания культуры самообучаю­щейся организации. С ее помощью организация учится преодолевать разрыв между теорией предполагаемых действий и практикой.

Организация (от лат. orga.niz.are сообщать стройный вид, устраи­вать) — 1) достижение структурированности, внутренней упорядочен­ности, согласованности взаимодействия относительно самостоятель­ных частей в системном объекте; 2) координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или це­лей; 3) открытая система, т.е. система, постоянно стремящаяся сохра­нить баланс между внутренними возможностями и силами окружаю­щей среды (самостабилизирующаяся система) с целью сохранения устойчивого состояния. Представляет собой функцию, суть которой состоит в системной координации множества задач и формальных вза­имоотношений множества людей, их выполняющих.

Открытые системы — системы, обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией и информацией.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) строго на­учная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих суще­ственные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, гос­подствующих в течение определенного исторического периода в науч­ном сообществе; 3) признаваемые научной общественностью, господ­ствующие в данное время научные представления концептуального характера.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о зако­номерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не отно­симых к внешнему миру.

Психология управления — отрасль психологии, изучающая психоло­гические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача — анализ психологических условий и особенностей управлен­ческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Развитие организации — процесс закономерного перехода управле­ния с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий кон­курентные преимущества производства или своевременную его пере­ориентацию на другие рынки.

Реальные лидеры изменений — новое поколение менеджеров, спо­собных эффективно работать в условиях изменений и не бояться свя­занных с ними стрессов. По своим навыкам и психологическим харак­теристикам очень отличаются от обычных хороших менеджеров.

Рентабельность (от нем. rentabel — доходный) — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Рыночная культура — тип организации, функционирующей как рынок, т.е. ориентированной на внешнее окружение, а не на внутрен­нее состояние.

Синергия (от лат. synergia — сотрудничество, содружество) — взаи­модействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного ком­понента в виде их простой суммы.

Самосовершенствование — деятельность личности по совершенство­ванию самой себя, это развитие навыков самостоятельного мышле­ния, выработка идей на базе собственного опыта.

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых компаний для достижения определенных коммерческих целей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению их стратегических ресурсов.

Структура1) взаиморасположение и связь составных частей ка­кого-либо объекта; 2) строение системы; 3) организационная характе­ристика системы; совокупность устойчивых, системообразующих свя­зей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между со­ставляющими ее элементами.

Теория организации1) система научных знаний, обобщающая орга­низационный опыт и отражающая сущность организационных отно­шений, их внутренние необходимые связи, законы функционирова­ния и развития; 2) раздел, изучающий организацию как систему, как субъект хозяйственной деятельности.

Управление знаниями — процесс выявления необходимого для орга­низации объема знаний, характера существующих проблем и навыков, требуемых для разрешения проблемы или для завершения проекта.

Функциональные связи — связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в орга­низации принципов управления и вида организационной структуры носят совещательный, рекомендательный или информационный ха­рактер.

Хаос (от греч. chaos) — 1) беспорядок, бессистемность; 2) область действительности, в которой не представляется возможным решить за­дачи структурирования.

Ценностно-ориентированные организации — организации, поведение которых определяется заданной системой ценностей.

Эмпатия — категория психологии, означающая способность чело­века представить себя на месте другого человека, понять его чувства, идеи, желания, действия.

Энтропия (от греч. еп — в, вовнутрь, trope — поворот, превраще­ние) — количественная мера неопределенности состояния системы.

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — 1) фундаменталь­ная научная дисциплина, изучающая содержательные основы морали; 2) система норм нравственного поведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: