Экзаменационные вопросы по дисциплине «Биология» 2013 г

1.Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса" Биология", цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности людей. Общебиологические закономерности - основа рационального природоиспользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельско­хозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2.Уровневая организация живой природы и эволюция.

3.Признаки живых организмов. Единство химического состава живой материи. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение наследствен­ность и изменчивость, как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность, биологические ритмы и их значение. Энергозависимость живых организмов, формы потребления энергии.

4.Многообразие живых организмов. Методы познания живой природы.

5. Клетка элементарная живая система и основная структурно - функциональная единица всех живых организмов. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории, современное состояние клеточной теории строения организмов. Методы исследования клетки.

6.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Макроэлементы, микро­элементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли.

7.Органические материи. Белки, углеводы, липиды и их роль в клетке. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов, моно и дисахаридов. Жиры - основ­ной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

8.ДНК - носитель наследственной информации, история изучения. Уровни струк­турной организации, биологическая роль ДНК, генетический код, свойства кода.

9.РНК, структура и функции. Информационные /матричные/, транспорт­ные, рибосомные и регуляторные РНК.

10.Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Вирусы- внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания, вызываемые вирусами, борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Бактериофаги.

11. Прокариотические клетки: форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.

12.Строение функции эукариотической клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Структура и функции ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом.

13.Структура и функции двумембранных органелл цитоплазмы: митохондрии, пластиды. Немемранные органеллы: рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики и реснички. Включения, их роль в метаболизме клеток.

14.Клеточное ядро - центр управления жизне­деятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов, эухроматин. Хромосомы.

15. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани орга­низма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл биологический смысл и значение митоза.

16.Обмен веществ и превращения энергии в клетке - основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организ­мы. Этапы энергетического обмена. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

/ 17.Биологический синтез органических молекул в клетке. Ген. Генетический код.

Этапы синтеза белка.

/18.Понятие о гетеротрофном питании. Обмен белков потребности человека в белке и его функции в организме, обмен углеводов, обмен жиров, водно-соле­вой обмен. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

19.Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток прос­тейших, спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов, вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

20.Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Строение половых клеток, типы яйцеклеток. Половой деморфизм и его значение. Гермафродитизм и его значение. Половые клетки высших растений, двойное оплодотворение.

21.Образование половых клеток. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание, мейоз и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Репродуктивное здоровье. Оплодотворение, наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез и его значение в природе.

22.Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Основные закономерности дробления, образование од­нослойного зародыша - бластулы. Гаструляция: закономерности образова­ния двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и даль­нейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрио­нального развития, эмбриональная индукция: зародышевые листки и их производные, обо­лочки. Индивидуальное развитие человека. Рост и развитие человеческого эмбриона.

\ 23.Аномалии и пороки развития, их причины и виды. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Тератогенные факторы. Периоды эмбриогенеза наиболее опасные в плане нарушения эмбрионального развития.

/24.Близнецы, однояйцовые и разнояйцовые, причины появления. Сходство и различие близнецов.

25.Типы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с мета­морфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пост­репродуктивный периоды. Постнатальное развитие человека, рост организма в онтогенезе. Нейрогуморальная регуляция постэмбрионального развития, факторы необходимые для нормального развития.

\ 26.Старение и смерть: биология продолжительности жизни. Старение как этап онтогенеза, теории старения, характеристика процессов старения. Продолжительность жизни, борьба за долголетие. Роль социальных факторов влияющих на продолжи­тельность жизни. Смерть как завершение онтогенеза. Клиническая /реанимация/, биологическая смерть.

\27.Понятие о регенерации. Формы регенерации. Значение различных видов регенерации.

\28.Трансплантация органов и тканей, виды. Значение трансплантации. Иммунитет, проблемы иммунологической несовместимости.

29.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Эмбриональная дивергенизация признаков. Закон К.Бэра. Биогенетический закон (З.Геккель и Ф.Мюллер). Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии орга­низма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, нарко­тиков, загрязнения среды и т.д.) на развитие человека.

30.Понятие о генетике ее методы. Понятие об истории развития генетики. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Основ­ные понятия генетики. Признаки и свойства, гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма, генофонд.

31.Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя - закон доминирова­ния.

32. Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующие скрещивание.

33.Дигибридное и полигибридное скрещивание: третий закон Менделя - закон независимого комбинирования.

34.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков: расстояние между генами расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Молекулярные основы наследственности. Уровни организации наследственного материала.

35.Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Полное и неполное доми­нирование. Множественные аллели.

36.Генетическое определение пола, гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

37.Введение в генетику человека. Элементы медицинской генетики. Особенности человека как объекта генетических исследований. Типы наследования признаков у человека, не сцепленное с полом наследование: аутосомно-доминатное, аутосомно-рецессивное. Сцепленное, с полом насле­дование: Х-сцепленное рецессивное наследование, Х- сцепленное доминантное наследование, У-сцепленное наследование, цитоплазматическая наследственность. Изменчивость у человека.

38.Наследственные болезни человека. Причины, способствующие появлению наследственных болезней. Профилактика. Методы изу­чения генетики человека. Медико - генетическое консультирование.

39.Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные, мутации. Свойства мутации, соматические и генеративные мутации. Причины: частота мутаций, му­тагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная измен­чивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости /Н.И.Вавилов/.

40.Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статисти­ческие закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции.

41.Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных: искусственный отбор и гибридизация. Формы отбора: индивидуальный и массовый отбор. Отдаленная гибридиза­ция, явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

42.Селекция микроорганизмов. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

43.Биотехнология и генетическая инженерия, ее достижения и перспективы развития. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

44.История развития эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об "изначальной целесообразности" и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Первые русские эволюционисты.

45.Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина, достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно научной картины мира.

46.Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная и эволюционная единица. Понятие и свойства популяций. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

47.Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции. Синтез генетики и классического дарвинизма. Формы естественного отбора.

48.Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

49.Микроэволюция. Современные представления о видообразовании /С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен/. Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль мутаций, физиологические адаптации. Темпы эволюции.

50.Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Главные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс /А.Н.Северцов/. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: диверген­ция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообраз­ность, постепенное усложнение организации.

51.Мифологические представления о возникновении жизни на Земле. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, эксперименты Л.Пастера. Теории вечности жизни.

Материалистичес­кие представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возник­новения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки. Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С.Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобиополимеров. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, многоклеточности.

52.Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. Возникновение позво­ночных /рыб, земноводных, пресмыкающихся/.

53.Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление покрытосе­менных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древ­них голосеменных растений и пресмыкающихся

54.Современные гипотезы о происхождении человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида человека разумного в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными Признаки и свойства человека как представителя животного царства.

55.Эволюция чело­века: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

56.Свойства человека как биологического вида. Расы, расообразование, единство происхождения человеческих рас. Свойства человека как биосоциального су­щества. Движущие силы антропогенеза, роль труда. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность расизма.

57. Экология– наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое ве­щество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы. Круговорот важнейших биогенных элементов (углерода, азота и др.) в биосфере.

58.Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Биогеоценозы. Компо­ненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомассы.Искуственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

59.Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влаж­ности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды: ограничивающий фактор. Взаимодействие фак­торов среды, пределы выносливости.

60.Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Сукцессии. Смена биогеоценозов. Причины смены и устойчивости экосистем, формирование новых сообществ.

61.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм, Антибиотические отноше­ния: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.Медицинская паразитология. Цели и задачи. Организм как среда обитания для живых организмов. Классификация паразитирующих форм жизни на человеке. Жизненные циклы паразитов. Учение Павловского о природноочаговых заболеваниях.

62. Понятие о типе простейших. Паразиты класса "Саркодовые". Морфология, циклы развития, места обитания, паразитирования, способы заражения и профилактика. Вред, приносимый дизентерийной амебой, кишечной амебой, ротовой амебой. Паразиты класса «Жгутиковые», трихомонады, лямблии, лейшмании. Паразиты класса «Споровики» малярийный плазмодий, токсоплазма. Класс "Инфузории", балантидий.

63. Понятие о гельминтах. Понятие о медицинской гельминтологии. Понятие о типе плоские черви, его медицинское значение. Класс сосальщики. Паразиты человека: печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, ланцетовидный сосальщик, легочный сосальщик их морфология, циклы развития, лабораторная диагностика и профилактика.

64. Понятие о классе ленточные черви. Паразиты человека: бычий цепень, свиной цепень, карликовый цепень, широкий лентец, эхинококк, альвеококк. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, лабораторная диаг­ностика и профилактика.

65. Понятие о типе и классе круглые черви. Особенности строения и распространения. Паразиты человека класса «Круглые черви» аскарида, острица, власоглав, трихинелла, анкилостомиды, ришта. Морфология, циклы развития; пути заражения, патогенное действие, лабораторная диагностика и профилактика.

66. Понятие о паукообразных, ядовитые паукообразные. Класс клещи, строение, циклы развития, профилактика. Переносчики заболеваний собачий, таежный, пастбищный клещ. Возбудитель чесотки - чесоточный зудень, особенности строения, цикл развития, способы заражения.

67. Понятие о классе насекомых. Насекомые переносчики возбудителей паразитарных и инфекционных заболеваний: комнатная муха, блохи, комары, москиты, тараканы. Насекомые постоянные паразиты человека-вши. Строение, размножение и циклы развития, меры борьбы.

68. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Ноосфера. Природные ресурсы. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

69. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа, рационального природоиспользования и охраны природы. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Проблемы рационального природоиспользования. Охрана природы: защита от загрязнений сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

70. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, меха­низмы; приборы и т.д).

71. Задача. Что произойдет, если к капле крови человека добавить каплю 10% хлорида натрия.

72.Задача. Если клетки крови поместить в гипотонический раствор, их оболочка лопается, и раствор окрашивается в красный цвет. Объясните, что происходит с эритроцитами, и назовите процесс.

73.Решите задачу. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующий состав: АГТ-ЦЦЦ-АЦЦ-ГТТ. Основываясь на данной информации, восстановите вторую цепь

74. Решите задачу. Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов: ТТТ-ТАЦ-АЦА-ТГТ-ЦАГ. Определите последовательность нуклеотидов и РНК.

75. Решите задачу. Участок молекулы ДНК имеет следующее строение: АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА-ГГА. Определите последовательность аминокислот в пептиде.

76.Решите ситуационную задачу. Джозеф Пристли обнаружил, что при наличии света мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится живое растение. Почему?

77. Решите ситуационную задачу. Исследование спермы больного показало, что сперматозоиды имеют короткие, недоразвитые жгутики. Предположите, с какими проблемами может столкнуться этот больной.

78. Сколько типов гамет и какие образует особь: а) гомозиготная по доминантному гену; б) гомозиготная по рецессивному гену; в) гетерозиготная?

79. Сколько типов гамет и какие образует особь: а) дигомозиготная (aabb); б)дигетерозиготная (Aa Bb)?

80.Выпишите все типы гамет, образуемые организмами имеющими следующие генотипы: АА, вв, Аа, ААввсс.

81.Решите задачу. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, если отец гетерозиготен, а мать не страдает миплегией.

82. Решите задачу. Одна из форм гемеролопии (неспособности видеть в сумерках) наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей, страдающих гемеролопией от гетерозиготных больных родителей?

83.У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза над голубыми. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.

84.Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, то есть цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе. Если негритянка (ААВВ) и белый мужчина (аавв) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей с черной, темной, смуглой и белой кожей? Если ААВВ- черная кожа, АаВВ, ААВв- темная кожа, АаВв, ААвв,ааВВ- смуглая кожа, аавв-белая кожа.

85.Рахит устойчивый к витамину Д (гипофосфатемия), - наследственная болезнь, обусловленная доминантным геном, находящимся в Х – хромосоме. В семье, где отец страдает этим заболеванием, а мать здорова, растут 3 дочери, и три сына. Сколько среди них больных?

86. Доминантный ген А обуславливает развитие у человека нормальных глазных яблок. Ген а детерминирует почти полное отсутствие глазных яблок (анофтальмия) Сочетание генов Аа в генотипе человека определяет развитие глазных яблок малых размеров – микрофтальмию (неполное доминирование). Какое строение глазных яблок унаследует потомство первого поколения, если мужчина, страдающий анофтальмией, женился на женщине с нормальным строением глазных яблок?

87.Альбинизм – наследственная аутосомно – рецессивная патология. Женщина – альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила альбиноса. Какова вероятность (в процентах), что второй ребенок тоже окажется альбиносом?

88.Аутосомный ген, вызывающий в гомозиготном состоянии резкую деформацию конечностей, обуславливает у гетерозигот укорочение пальцев (брахидактилию). Укажите вероятность (в процентах) наличия этой патологии у детей, если ее имеют оба родителя.

89.Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 1 группу крови, а отец 2 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

90. Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 2 группу крови, а отец 4 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

91. Решите задачу наследование групп крови в семье, где мать имеет 4 группу и отец 4 группу крови. Определите генотип и фенотип родителей и детей.

92. У мужчины 0 (1) группа крови, у его жены – АВ (4) группа крови. Определите группы крови и генотип их детей.

93. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют О (1) и А (2) группы крови, родители другого А (2) и АВ (4). Анализ показал, что дети имеют О (1) и АВ (4) группы крови. Определите, кто чей сын.

94. У человека присутствие резус фактора обусловлено доминантным геном Д. Отсутствие резус – белка обусловлено рецессивным геном д. Мужчина резус – отрицательной кровью женился на женщине резус положительной кровью. Отец жены имеет резус отрицательную кровь. Каков возможный генотип детей?

95.Составте родословную вашей семьи, проследив наследование любого произвольно выбранного признака (цвет глаз, цвет волос, свободная мочка уха, вьющиеся и прямые волосы и т.д.)

96.Решите задачу: Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом за счет лишней Х – хромосомы. Укажите название этой мутации и все возможные механизмы, а так же вероятность передачи потомству.

97.На таблицах и плакатах найдите органеллы животной клетки. Покажите и назовите функции

98. На таблицах и плакатах найдите органеллы растительной клетки. Покажите и назовите функции.

99.На плакате, найдите и охарактеризуйте фазы митоза.

100.На таблице покажите стадии овогенеза, назовите основные его процессы.

101.На таблице покажите стадии сперматогенеза, назовите основные процессы.

102.По таблице охарактеризуйте процессы, протекающие во время эмбриогенеза.

103.Поясните, какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы не зара­зиться гельминтами и простейшими.

104.Объясните отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека

105.Объясните влияние мутагенов на человека, растения и животных.

Тема 10 1 сем: 1.Генетическая информация храниться в ДНК. Кодирующими участками ДНК являются гены.

Ген- участок молекулы ДНК, кодирующий синтез одной макромолекулы. Участок где расположен ген называется локус.

Совокупность генов клеточного ядра- генотип, совокупность генов гаплоидного набора- геном, совокупность генов внеядерных ДНК (митохондрии, пластиды)- плазмон.

Реализация информации, записанной в генах, через синтез белков называется экспрессией (проявлением) генов. Генетическая информация храниться в виде последовательности нуклеотидов, а реализуется в виде последовательности аминокислот в белке.

ДНК—РН—белок

Процесс в 2 этапа

1) Транскрипция

2) Трансляция

Транскрипция (перепись)- синтез РНК с использованием ДНК в качестве матрицы. В результате возникает м.и.РНК. Много АТФ, осуществляется РНК-полимеразой. Транскрибируется отрезок ДНК- транскриптон. Т.(ген) начинается промотором- участок ДНК куда присоединяется РНК –полимераза и начинается транскрипция, а заканчивается терминатором –участок ДНК с сигналом окончания. Транскрипция по комплементарности. ДНК разрывается и синтез РНК идет по одной цепи. мРНК- матрица в синтезе белка.

Трансляция (перевод)- перенос информации с иРНК на белок во время его синтеза.

В трансляции участвуют мРНК- информационная матрица, тРНК доставляют аминокислоты узнают кодоны, рРНК вместе с белками образует рибосоы, которые удерживают мРНК, тРНК и белок и осуществляют синтез полипептидной цепи

Этапы синтеза белка:

1) Инициация- малая субчастица рибосомы соединяется с инициаторной мет т РНК, затем с мРНК и большой субчастицей.

2) Элонгация- рибосома перемещается вдоль мРНК и присоединяет аминокислоты к белку

3) Терминация- рибосома достигает стоп кодона, мРНК отделяется.

2.Ген- это участок молекулы ДНК(рнк вирусы), кодирующий первичную структуру полипептида, молекулы т.РНК и рРНК или взаимодейст вующий с регуляторным белком.

Общее число генов 50-200 тыс.

Состоят из нескольких элементов:

-регуляторная зона (активизирует ген)- промотор- узнает РНК полимеразу –транскрипция,

-структурный ген имеет кодирующие участки- экзоны, некодирующие вставки –интроны (20-30),

-сигнал остановки- терминатор.

После транскрипции из мРНК интроны вырезаются ферментами- процессинг, экзоны сливаются- сплайсинг РНК.

Этапы синтеза белка

Цепь ДНК- транскрипция- Пре- мРНК- сплайсинг- мРНК- трансляция-белок.

Генетический код система записи информации о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка с помощью аналогичного в иРНК.

Свойства:

  1. Триплетность- одну аминокислоту кодирует кодон.
  2. Выраженность—каждая а. зашифрована более, чем одним кодоном- 61-20.
  3. Универсальность –все живые на Земле
  4. Спецефичность- один и тот же триплет не может соответствовать нескольким а.
  5. Колинеарность- последовательность аминокислот в белке совпадает с триплетами иРНК.
  6. Неперекрываемость- последовательно расположеные кодоны являются последовательно расположенныими триплетами нуклеотидов

Кодоны ЦУУ ГУА

Аминокислоты лейцин валин

Тема 11: 1.Гетеротрофная ассимиляция у гетеротрофных организмов (грибы, животные, некоторые бактерии). Организмы синтезируют орг.в-ва своего тела из готовых орг. в-в из пищи. Энергию получают в результате окисления орг. соединений. Аминокислоты, жирные кислоты, моносахариды – белки, жиры, углеводы. Чужой белок – аминокислоты – синтез в клетке, энергия, ферменты – свой белок.

Между организмом и окружающей средой постоянный обмен в-в и энергии. Обмен в-в – это совокупность всех химических превращений (ассимиляция и диссимиляция) в живом организме, обеспечивающих его жизнедеятельность. Регуляцию обеспечивает нервная и эндокринная системы.

А) Белки расщепляются до аминокислот в жкт, в клетках синтезируются белки свойственные организму. Конечные продукты распада белка- углекислый газ, вода, мочевина, мочевая кислота выводятся с потом и мочой. Для синтеза белков нужно 20 аминокислот. Заменимые могут синтезироваться в организме, незаменимые (лейцин, изолейцин, метионин, треонин,фенилаланин, триптофан, валин, лизин) должны поступать с пищей. Белки содержащие все незаменимые аминокислоты – полноценные (молоко, яйца, мясо, рыба и т.д.), неполноценные растительного происхождения(нарушения в метаболизме). Суточная потребность 80-150г. При избытке превращаются в жиры и углеводы. См. №4

Б) Жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот – жир орг. Продукты распада углекислый газ и вода. 30% на энергию, депо, защита, вода, гомоны, мембраны и т.д. Суточная потребность 70-80г. Избыток- атеросклероз, ожирение и т.д.

В) Углеводы расщепляются до фруктозы, глюкозы, галактозы – основной источник энергии. Продукты распада углекислый газ и вода. В крови 0,08-0,12 инсулин. В печени гликоген – мозг. Могут образовываться из жиров и белков, могут превращаться в жир. Суточная потребность -500 г

Г) Вода 70% суточная потребность 2,5-3л., 1,5 питье и 1000 с пищей – экзогенная, при окислении 500 мл эндогенная. Вода и соли переходят в кровь в неизменном состоянии. В цитоплазме 72%- внутриклеточная, 28% кровь внеклеточная. Выделение через почки, кожу, легкие и кишечник. Мин. в-ва (фосфор, кальций, калий, натрий, хлор, железо и т.д.) нужны для подержания гомеостаза, транспорта газов, возбудимости, костей.

Д) Обмен в-в невозможен без витаминов (низкомалекулярные органические соединения различной химической природы, многие из которых являются предшественниками активных центров ферментов), поступают с пищей в малых количествах(Лунин 1888г).При нехватке витаминов- гиповитаминоз (авитаминоз), избыток гипервитаминоз. Классифицируют жирорастворимые(А, Д, Е,К), водорастворимые (В,РР,С и др.).

А- зрение, рост, развитие. Г.-куриная слепота, гипер. Печень, роговица. Сливочное масло, яйца, печень, молоко, каротин- морковь.

Д- обмен кальция и фосфора. Г.- рахит, гипер. Отложение в сосудах. УФО, печень, желток, рыбий жир.

Е- белковый обмен, мембраны. Г. Дистрофия мышц, половая ф. Растительное масло, печень, молоко, зар. Пшеницы.

К- свертывание крови. Г. Кровоизлияния. Микрофлора, шпинат, томат, морковь.

В1- обмен белков, жиров, углеводов, импульсы. Г. Бери-бери. Зерновые и бобовые, печень, желтки.

В2 – клеточное дыхание. Г.задержка роста, слиз. Рта, хрусталик. Молоко, дрожжи, печень, мясо, рыба, овощи.

В6 – кроветворение, обмен белков. Г. Анемия, кожа, судороги, ЦНС. Печень, почки, бобовые и зерновые.

В12 – кроветворение. Г. – анемия. Микрофлора, печень, мясо.

С - иммунитет. Г. – цинга, углеводный, жировой, белковый о. Шиповник, смородина, лимоны, печень.

РР- клеточное дыхание, обмен. Г. пеллагра. Дрожжи, отруби, пшеница, флора.

Тема 15: 1.Порок развития - изменение в строении органов, приводящий к нарушению их функций.(заячья губа, волчья пасть)

Аномалия развития – нарушение, не вызывающие нарушения функций.(шестипалость, медвежья почка)

Факторы приводящие к нарушениям развития- тератогенные. (тератология)

Причины:

1)наследственные- нарушения в наследственном материале в гаметах.

2)ненаследственные- внешние факторы а) физические- радиация, рентген, электромагнитные поля и т.д. б)химические- яды, алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, пищ. добавки, нехватка кислорода, почки и т.д. в)биологические- вирусы. Инфекции, паразиты и т.д.Токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес, хламидиоз, сифилис, гепатит, гогококк, листериоз, ВИЧ.

Классифицируют по системам органов:

Порки развития опорно- двигательного аппарата(недоразвитие конечностей), сердечно- сосудистой системы (пороки сердца, стеноз легочного ствола. Баталов проток. Вне грудной клетки 6-10 на 1000р), пищеварительной (атрезии, стенозы, клоака, прям. Кишка 0,8), нервной (расщелина спинного мозга, отсутствие гол. Мозга) и т.д.

По времени возникновения:

-гаметопатии

-бластопатии до 15 дня

-эмбриопатии -15 по 10 неделю

- фенопатии с 10 недели

50% эмбрионов резорбируются

Критические периоды:
-имплантация в стенку матки (конец 1 начало 2 недели)

-плацентация (3-6н)

-роды

Время закладки 15-60 сутки все системы. 4-8 сердце, легкие, 5-руки, 6-7 ноги.

2.1% рожденных близнецы

1. однояйцовые близнецы (монозиготные, идентичные);

2.двуяйцовые или разнояйцовые (дизиготные, разнозиготные, неидентичные).

Разнозиготные РБ близнецы развиваются в результате независимых оплодотворений двух и более яйцеклеток.

Зависит от возраста матери, у матерей до 20 лет РБ- 0,25%, к 35-40 годам 1,44%.

РБ различаются по наследственности как обычные сибсы.

ОБ из одной зиготы (одинаковая наследственность)- близнецовый метод. У женщины 44 ребенка – 13 двоен и 6 троен.

Разделение зародыша на две части или более в период дробления, причины не ясны.

33% имеют независимые хорионы, разделились до 5 суток беременности.

67 % имеют общий хорион.

5-9 сутки разделились разные амнионы, позднее- один общий – риск срастания.

При неполном разделении клеточной массы бластомеров на 1 неделе – не разделившиеся двойни.

Симметричные – грудь, живот, крестец и т.д.(выкидыши).

Ассиметрично- один развит нормально другой в виде опухоли снаружи или внутри.

Тема 16:1. Постэмбриональное развитие начинается с момента выхода развивающегося организма из оболочек яйца или из организма матери. После рождения рост дальнейшая специализация клеток и тканей, регенерация и старение.

Многим низшим многоклеточным свойственно развитие с метаморфозом, т. е. с личиночной стадией. Для высших позво­ночных характерно пря­мое постэмбриональное развитие.

тип постэмбриональ­ного развития с метаморфозом называется не­прямым.

низшие многоклеточные, такие, как губки, кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, членистоногие, иглокожие, низшие хордовые (асцидии, ланцетник) и низшие позвоночные (круглоротые, двоякодышащие рыбы и земноводные) выходят из яйцевых оболочек в виде личинки. Личинки по своему строению отличаются от взрослых половозрелых форм соответствующих животных.

Яйцо- личинка – куколка – имаго (мухи, лягушки)

Значение:

1. благо­даря самостоятельному пи­танию личинки обеспечива­ется развитие взрослой стадии.

2. у некоторых видов, ведущих сидячий образ жизни личинка обеспечивает расселение вида в пространстве (асцидии, паразитические рако­образные саккулины).

3. выходят из конкуренции за пищу и другие факторы со своими взрослыми стадиями (насекомые).

Если ли­чинка мало меняется по форме, у таракана – неполный м.

Ход метаморфоза регулируется гормонами. У амфибии щитовидная.

Прямое развитие ха­рактеризуется в основном ростом и изменением пропорций тела, приобретением состояния функциональной зрелости органов и систем(пресмыкающихся, птиц, млекопитающих).

Процесс роста- увеличение массы и ли­нейных размеров организма, протекает особенно интенсивно в начале постэмбрионального периода. Рост происходит за счет размножения клеток, увеличения их размеров и накопления межклеточного вещества. Рост различных частей организма осу­ществляется неравномерно, и закономерности его подчинены организму как целостной системе.

У человека рост В первый год 25 см, во второй год — 11 см, а в третий — еще 8 см. Далее ежегодно рост человека увеличивается на 5—7 см, а в младшем школьном возрасте на 4—5 см. В период полового созревания ежегодная прибавка роста снова составляет около 8 см. Это так называемый пубертатный скачок роста. К 25 годам жизни его рост прекращается. В природе встре­чаются виды с неограниченным ростом, например рыбы.

рост регулируется генетически одновременно несколькими разными генами.. В регуляции роста участие принимают гормон роста, выделяемый гипофизом, а также гормоны щитовидной железы.

На рост оказывают влияние и внешние условия, например количе­ство и качество пищи, свет, температура,социальные факторы, психоло­гические воздействия.

2.Период постнатального развития (от греч. post — после, natus рождение) начинается от рождения организмов и длится до их смерти.

В постнатальном развитии выделяют несколько периодов.

1. Период новорожденности — первые 10 дней жизни (по другим классификациям — 30 дней). Большую часть времени ребенок спит, просыпаясь только для кормления, лучшим способом которого является грудное вскармливание.

2. Грудной (младенческий) возраст — от 11 дней до 1 года. Ребенок развивается, реагирует на окружающий мир, учится сидеть, делает первые попытки ходить, говорить.

3. Раннее детство (ясельный или преддошкольный возраст) от 1 до 3 лет. Ребенок растет, начинает ходить, говорить, питаться той же пищей, что и взрослые.

4. Первое детство (дошкольный возраст) — от 4 до 7 лег период активного роста и познавания окружающего мира.

5. Второе детство (младший школьный возраст) — для мальчиков от 8 до 12 лет, девочек от 8 до 11 лет. Происходит перестройка деятельности многих систем органов и образа жизни ребенка в связи с поступлением в школу. К 11 годам подходит время начала переходного возраста (полового созревания)

6. Подростковый возраст (пубертатный период) — для мальчиков от 13 до 16 лет, девочек от 12 до 15 лет, время полового созревания: идет перестройка нейрогуморальной системы и формирования вторичных половых признаков.

7. Юношеский возраст (ювенильный период) — для юношей от 17 до 21 года, девушек от 16 до 20 лет, время наступления физиологической зрелости организма и окончания его роста.

8. Зрелый возраст I период: для мужчин 22 — 35 лет, женщин 21 —35 лет.

9. Зрелый возраст II период: для мужчин 36 — 60 лет, женщин 85 лет.

10. Пожилой возраст: для мужчин 61—74, женщин 56 — 74 года. Старческий возраст: 75 —90 лет.

11. Долгожители: старше 90 лет.

У женщин выделяют также климактерический период (увядания яичников, прекращения детородной функции) в 45 — 50 лет

В неблагоприятных условиях наблюдаются задержки роста и развития (ретардация), в благоприятных — ускорение (акселерация).

В регуляции процессов роста и развития важную роль играют гормоны: гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы, половых желез и др.

Для оценки темпов роста и развития организма после рождения существуют специальные методики, среди которых главными являются антропометрические показатели (от лат. anthropos — человек, metreon — измеряю): длина и масса тела; окружность грудной клетки; показатели биологического возраста и нервно-психического развития.

Для всех регионов Земли разработаны таблицы (центильные шкалы) оценки антропометрических показателей (длины и массы тела, окружности грудной клетки и соотношения их величин) в каждом возрасте, которые позволяют классифицировать развитие по категориям:

ниже среднего, среднее, выше среднего;

гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное (при неравномерном развитии антропометрических показателей, например, когда рост длины тела резко опережает рост массы и наоборот и т.д.).

Наряду с антропометрическими показателями важное значение имеет оценка показателей биологического возраста:

числа молочных и постоянных зубов в каждом возрасте;

степени окостенения скелета (по точкам окостенения на рент­генограмме);

степени развития вторичных половых признаков;

показателей нервно-психического развития.

При нормальном ходе онтогенеза биологический возраст ре­бенка соответствует паспортному, но иногда имеется отставание (ретардация) или, наоборот, опережение паспортного возраста (акселерация).

Тема 17:

1. Период интенсивного роста и полового созревания сменяет­ся периодом стабильного функционирования организма, вслед за которым наступает период старения. Онтогенез закономерно завершается старостью и смертью.

Старение — это закономерный, нарастающий во времени процесс, ведущий к снижению приспособительных возможностей организма и увеличению вероятности смерти.

Старение — закономерный этап онтогенеза. В процессе ста­рения происходит постепенное снижение приспособляемости организма к условиям окружающей среды, приводящее к смерти организма.

По классификации ВОЗ, пожилыми считаются мужчины 61 — 74 лет, женщины 56-74 лет, старыми — мужчины и женщины 75 — 90 лет, долгожителями — старше 90 лет.

начинается старение.

1. с момента образования зиготы.

2. с прекращение функции размножения.

3.по окончании периода роста организма, для чел. 20—30 лет.

Имеется более 200 теорий старения

негенетические, — это структурные изменения клеток и тканей под действием факторов среды;

генетические, — генетически за­программированный процесс, имеются спец гены, отве­чающие за старение; с изменением в строении и функ­ционировании наследств. аппарата — ДНК, РНК.

изменения строения и функционирования генетического аппарата: ДНК, РНК, процессов репликации, репарации,транскрипции, трансляции, приводящих к появлению аномальных белков и других веществ.

старение считают многофакторным процессом, в котором ведущую роль играют изменения генетического аппарата, под действием факторов среды.

Проявления старения:

На организменном уровне это поседение волос, снижение эла­стичности кожи и сократительной способности мышц, умень­шение дыхательного объема легких, снижение функций пищева­рительных, щитовидной и половых желез, остроты зрения и слу­ха, работоспособности нервных центров.

На молекулярном. Изменяются физико-химические свойства белков, с некоторых генов перестает считываться информация, падает интенсивность синтеза РНК.

проявления старения имеют мозаичный характер

Изменения процесса старения: Кровь. число эритроцитов и лейкоцитов резко снижается, к снижению возможностей иммунной системы.

Сердце. мышечные волокна частично замещаются соединительной тканью и — коронарный атеросклероз, передачи возбуждения по ткани сердца.

Сосуды. снижение их упругости в результате замещения эластических волокон коллагеновыми и холестериновых бляшек (инсультов, тромбозов, эмболии, варикозного расширения вен.)

Органы дыхания. снижение растяжимости легких, уменьшению их жизненной емкости, нарушению снабжения тканей кислородом.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) ЖКТ к перистальтике, секреторная активность пищеварительных желез, процессы всасывания.

Печень. многие токс. вещества и лекарст.разрушаются медленнее.

Почки. После 70 лет у пожилых людей около 70 % нефронов.

Кожа становится дряблой, морщинистой, пигментные пятна. Волос седеет.

Половые органы. (менопауза) в возрасте около 50 лет. У мужчин процесс npoизводства сперматозоидов продолжается до смерти, но после 55 лет аденома простаты.

Нервная система. нарушение снабже­ния мозга кислородом и инсульты.

Органы чувств. (старческая тугоухость), зрение — прозрачность хрусталика (катаракта), внутриглазное дав с атрофией глазного нерва (глаукома).

Смерть, как правило, наступает в результате болезней пожилого возраста инсультов, инфарктов, онкологических заболеваний и др.

Типично видовую продолжительность жизни определяют возрастом, до которого доживает 20 % представителей данного вида. 80-100

В соответствии с генетическими особенностями вида для человека возраст, когда начинается интенсивное старение, колеблется в пределах ± 15 лет.

среда обитания и образ жизни влияют на продолжительность жизни отдельных особей в Пределах типично видовой продолжительности.

Высокая температура, вредные привычки, как курение и употребление алкоголя, частая смена климатических условий, ионизирующее об­лучение, переедание, гиподинамия и безделье укорачивают жизнь

Напротив, снижение температуры тела, систематическая мышечная тренировка, разумно ограниченное питание, актив­ная психическая и интеллектуальная деятельность увеличивают продолжительность жизни.

Прошлом 20—40 лет. Вразвивающихся странах средняя продолжительность жизни составляет 40—50 лет, в развитых странах (67—77 лет).

продолжительность жизни до 73—75 лет, связан с научно-техническим прогрессом XX века причинами этого предотвращение эпидемий особо и снижение детской смертности. наиболее частые причини смерти — это сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли, а также травмы

описаны «рекорды» долголетия. Так, английский крестьянин Томас Парр родился в 15веке, а умер в 17, прожив свыше 152 лет. После смерти его вскрыл великий Гарвей, у которого возраст Парра не вызвал со­мнений. Семейная жизнь венгров Джона и Сарры Равель дли­сь 147 лет: жена умерла в возрасте 164 лет, муж — 172 лет.

2. Смерть — это естественныйэтап онтогенеза всех организмов. Без смерти не было бы смены поколений и биологической эволюции организмов на Земле.

Смерть — необратимое прекращение всех проявлений жизнедеятельности организма.

Биологическая смерть необратима. Она состоит в полном прекращении функционирования всех органов и систем организма

Клиническая смерть выражается в потере сознания, остановке сердечной деятельности, дыхания, в то время как большинство клеток и тканей организма остаются живыми:

некоторое время происходит самообновление клеток, перистальтика кишечника и др. Клиническая смерть является обратимой: при восстановлении сердечной и дыхательной деятельности возможно «возвращение» организма к жизни. В этом заключается цель, реанимационных мероприятии.

первой (через 5 мин) гибнет кора головного мозга, затем — клетки кишечника, легких, печени, мышц и сердца.

При изменениях условий внешней среды в неблагоприятную сторону (высыхание, понижение температуры) некоторые организмы могут впадать в состояние анабиоза, при котором видимые появления жизни отсутствуют. В отличие от смерти в состоянии анабиоза процессы обмена веществ не разрегулированы и не прекращены, хотя и очень замедленны.

Анабиоз — явление обратимое, и при восстановлении нормальных условий жизнедеятельность организма полностью нормализуется

3. Регенерация- способность организмов восстанавливать внутриклеточные структуры, ткани и органы, разрушенные в процессе нормальной жизнедеятельности или повреждении.

Физиологическая регенерация восстановление клеток, утрачиваемых в процессе нормальной жизнедеятельности: эпидермис кожи, отросших волос, ногтей, сброшенных рогов у оленей и др.

Физиологическая регенерация Репаративная (восстановительная) регенерация
Восстановление клеток, утрачиваемых в процессе нормальной жизнедеятельности Восстановление органов и тканей, повреж­денных или утраченных в результате травм, ожогов и др.: морфоллаксис — восстановление целого организма из его части; эпиморфоз — отрастание утраченного органа (конечности, хвоста); регенерационная гипертрофия — восста­новление массы органа без сохранения его формы (печень); компенсаторная заместительная гипертро­фия — разрастание парного органа в це­лях сохранения; функции (увеличение второй почки, со­седних с удаленным лимфатических узлов и др.)

Репаративная {восстановительная) регенерация — это восстановление органов и тканей, поврежденных и утраченных в результате травм, ожогов и других повреждений.

Процесс, при котором восстанавливаются масса и функция органа - регенерационной гипертрофией.

Если удалить один из парных орга­нов, почку или яичник, то оставшийся увеличивается и выполняет функцию двух нормальных орга­нов - компенсаторная заместительная гипер­трофия

внутриклеточная ре­генерация- увеличении количества органелл, таких, как митохондрии, рибосомы, что приводит к интенсификации энергетического и пластического обмена клеток.

Высокой способностью к репаративной регенерации - гидра. целую ocoбь из кусочка, протирания через шелковую ткань. Дождевые черви могут из половины особи, у иглокожих (морских звезд) восстанавливаются утраченные лучи, у ракообразных (крабов, омаров и др.) — конечности, амфибии: тритоны и саламандры могут восстанавливать утраченную конечность. Ящерицы способны регенерировать хвост.

У птиц, млекопитающих регенерация ниже. Хорошо - регенерируют: кожа, кости, нервные стволы, сухожилия, мышцы.

4. Трансплантация, или пересадка клеток, тканей и орга­нов с одного места на другое у одного организма, а также от одного организма к другому.

В 1934 г. Ю.Ю. Ворожей впервые пересадку человеку почки от трупа. Пересадка сердца че­ловеку 1964 г., когда Харди предпринял попытку гетеротрансплантации сердца обезьяны человеку. Пер­вая успешная гомотрансплантация сердца осуществлена в 1967 г. К. Бернардом, который пересадил сердце только что умершей 25-летней женщины больному 55 лет.

Различают три вида трансплантации: ауто-, гомо- и гетеротрансплантацию.

аутотрансплантация пере­садка органов и тканей в пределах одного организма. Пересадка кожи при ожогах, пересадка кишки на место пищевода при ожогах последне­го.

гомотрансплантация, или аллогенная пересадка, трансплантация органов между разными организмами одного вида.

Пересадка от разных видов - гетеротрансплантация или ксеногенная пересадка.

Различают ортопическую (пересадка органа в его естественное место вместо удаленного) и гетеротопическую (пересадка органа в не­обычную для него область).

В клинической практике трансплантацию предпринимают для возмещения недостаточности функции какого-либо органа.

Организм, от которого забирают орган или ткань, называют донором, а тот, которому ее пересаживают, — реципиентом.

хирургическое вме­шательство одновременно на доноре и реципиенте либо исполь­зуют органы, взятые от трупа. В органе, который должен быть пересажен, нарушается крово- и лимфоток, а также его иннервация. Успех пересадки органов зависит от хирургической подготовки врача, жизне­способности трансплантата, преодоления иммунологической несовместимости тканей реципиента и донора, т. е. трансплан­тационного иммунитета.

Иммунитет - способность организма защи­щать себя от живых организмов, клеток и веществ, проникающих в него и отличающихся от него генетически.

Иммунитет способность организма распознавать вторжение чужеродных агентов (белков, вирусов, бактерий и др.) и мобилизовывать специальные клетки (клеточный иммунитет) и вещества крови (гуморальный иммунитет) для их обезвреживания и удаления.

- инфек­ционный иммунитет, реакции против микробов и вирусов

- неинфекционный иммунитет, или реакции организма на чужеродные клетки, ткани и органы, например трансплантата

Любой чужеродный агент (белок, бактерия, вирус и др.), способный вызвать иммунный ответ, называется антигеном.

Белки — антигены клеток трансплантата вызывают каскад иммунологических реакций его отторжения, за исключением случаев, когда донор и пациент являются генетически идентичными (однояйцевые близнецы или животные одной инбредной линии).

Иммунологические реакции бывают клеточные и гуморальные. Клет. имм. зависит от наличия в организме особых клеток — иммунных лимфоцитов, гуморальный — от наличия ан­тител, особых белков — глобулинов. Появляются в организме в ответ на чужеродные антиге­ны. Иммунные лимфоциты Т и антитела распознают чужеродную ткань и вызывают гибель клеток трансплантата, что приводит к его отторжению.

Иммунная система реципиента определяет чужеродные белки тканей трансплантата — антигены гистосовместимости и реагирует на них. Наиболее важные антигены называют комплексом гистосовместимости МНС. Реакции отторжения можно ослабить путем подбора донора и реципиента, совместимых по антигенам МНС, и подавления реакций иммунитета специальными средствами — неспецифическая иммунорепрессия.

С 50-х годов способы искус подавле­ния трансплантационного иммунитета для удлинения срока жиз­ни трансплантата. ионизирующее об­лучение, некоторые химические вещества. удаление вилочковой железы — важного органа иммунной защиты. С гомотрансплантантами почек и серд­ца люди живут, месяцы и даже годы.

Неспецифическая иммунорепрессия имеет множественные побочные эффекты —- снижает устойчивость организма к инфекциям идр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: