1. В чем специфика социально-педагогических воздействий, факторов и их отличие от педагогических?
2. Вы, как и всякий человек, прошли «школу жизни». Проанализируйте, из каких «школок» («уроков жизни») она складывалась? Какие из «школок» оказали на вас социально-психологическое влияние и что осталось в вас от них? Была ли конкуренция школ, борьба за доминирующее социально-психологическое влияние на вас, подчинение себе, «захват»? Какая из «школок» в вашей «школе жизни» все же победила и что осталось от других?
3. Подумайте, из каких «школок» («уроков жизни») складывается сегодняшняя ваша жизнь («уроки в учреждении», «уроки образовательного процесса и отдельных занятий», «уроки группы людей, окружениям, «уроки друзей», «уроки семьи», «уроки досуга» и др.). Чему учат, как воспитывают и развивают разные «уроки жизни»? Какие «уроки жизни» сказываются на вас как на юриста положительно, а что не очень и даже вредно? Какие «уроки жизни» действуют на вас сильнее всего? От каких «уроков жизни» надо отказываться?
|
|
4. Какова структура правовой сформированности личности, из
чего она складывается и какие содержательные характеристики
каждого компонента ее свидетельствуют о ее зрелости, правовой
культуре? Стремитесь ли вы реально к тому, чтобы обладать ею
во всех ее составляющих?
5. Какие из социально-педагогических факторов, на ваш
взгляд, хуже всего сказываются ныне на состоянии законности и
правопорядка?
6. Возьмите любой нормативный документ и попытайтесь педагогически проанализировать его. Для этого последовательно оцените по пунктам 1—5 параграфа 2.3 его основные положения, затем дайте общую оценку с позиций педагогического подхода.
7. На листе бумаги напишите «Основные педагогические направления повышения правовой культуры молодежи». Ниже в виде квадратиков обозначьте сами направления. Затем подумайте, какие первоочередные меры следовало бы принять, чтобы улучшить процесс правовой социализации молодежи и повышение ее правовой культуры. Впишите эти меры в свою схему против соответствующих направлений педагогического обеспечения.
8. Поразмышляйте: в чем корень проблем правового воспитания большинства окружающих вас коллег, что затрудняет достижение подлинной правовой культуры? Конечно, легко привести перечень социально-педагогических факторов, имеющих к этому отношение: невысокий уровень морали в обществе, настроения потребительства и монетаризма, распространенность коррупции в высших инстанциях, плохие примеры свыше, низкий уровень заработной платы и т.п. Но что создает проблему именно в вашей организации, органе, образовательном учреждении? Что можно сделать здесь, на месте, как усовершенствовать то, что оказывает социально-педагогические влияния, как улучшить методику целенаправленных педагогических мер по правовоспитанию? Что, на
конец, можете сделать лично вы, занявшись правовым самовоспитанием и активной помощью окружающим вас коллегам, вашему коллективу?
3