Отработка организации службы вид профессиональной подготовки. Организация деятельности правоохранительного органа, подразделения, службы - основа, механизм четкого функционирования их как при повседневной работе, так и при возникновении каких-то нестандартных событий на обслуживаемой территории. Она складывается обычно из; точного соблюдения вод нормативных положений в поведении и действиях сотрудников и военнослужащих, выполнения каждым своих функциональных обязанностей и реализации предоставленных прав, соблюдении распорядка дня, норм служебных отношений и общения, инструкций, выполнении неотложных действий, действий по тревогам при проведении различных операций и пр. Это относится не только к органу внутренних дел, части в целом, но и к отдельным структурным подразделениям их (например, - четкой работе дежурной части, следственно-оперативной группы), а также выполнению отдельных действий (например, проведению оперативного совещания, разводу наряда, проведению утренней зарядки; выдаче, пользованию, хранению и сдаче документов служебного пользования; соблюдению формы одежды, отданию чести, приему граждан, организованному проведению дня служебной подготовки и пр.).
Опыт показывает, что только изучение личным составом уставных и организующих документов, призывы к соблюдению ихтребований должного эффекта не дают. Нужно обучение и приучение персонала, сопровождающиеся детальным разъяснением всех пунктов и тонкостей высокоорганизованного и дисциплинированного поведения, с предъявлением требований не одним руководителем занятий, а всеми старшими, руководителями, начальниками, командирами и не однажды в течение 1—2 часов, отводимых на занятие, а длительно, с повторением. Эти целям и служит тот вид профессиональной подготовки, проводимой непосредственно в правоохранительных органах, который называется организационной подготовкой.
Отработка проводится в форме занятий, практических занятий (тренировок) и учений. Частота их проведения зависит от реального состояния организации работы, но желательно не реже одного раза в месяц в масштабе правоохранительного органа, части и одного раза в 15 дней в каждом подразделении,
Занятия проводятся лично начальниками и руководителя соответствующего составу обучаемых (всего личного состава или только состава подразделения) ранга. Любые формы занятий по изучению и практической организации службы должны сами прочиться при безукоризненной организованности, с точнейшим соблюдением всех норм и правил руководителем и обучающимися, служить образцом для занятий по другим видам подготовки. Добиваясь организованности и порядка на всех занятиях по отработке организации службы, руководители их в первую очередь требуют:
- своевременной и качественной подготовки мест занятии, на
которых должен быть полный порядок и не нужно было бы еще
иго-то приносить, искать, что нужно для занятия;
- полного и своевременного прибытия всех, кто должен быть на занятии;
- строгого соблюдения участниками занятий установленной
формы одежды, опрятного внешнего вида (участники должны
быть побриты, прическа находиться в надлежащем виде, обувь
почищена и пр.);
- соблюдения дисциплины и порядка на самом занятии;
- уставного порядка при обращениях, докладах, ответах;
- серьезного отношения к выполнению заданий руководителя;
- безотлагательного повторения неправильных действий, причем столько раз, сколько это нужно для правильного, организованного выполнения их.
Положительные и отрицательные моменты в знаниях и действиях обучающихся, даже мельчайшие, желательно фиксировать, чтобы потом их отметить на разборе, вскрыть причины и дать необходимые указания на будущее. Если недостатки часты в каком-то подразделении, то уместно дать задание его руководителю провести аналогичное занятие со своим личным составом, повторив его столько раз, сколько нужно для устранения недостатков,
По тому, насколько руководитель занятий может провести занятие с соблюдением изложенных требований, в немалой степени можно судить о его способности наладить организационный порядок в работе подчиненной ему структуры.
Занятия по организации службы. Они проводятся для того, чтобы персонал точно, детально, прочно, если надо - дословно, знал и хорошо понимал положения соответствующих законов, уставов, кодексов, наставлений, инструкций, своих функциональных обязанностей, расписаний и других документов, регламентирующих организацию работы правоохранительного органа или службы. Если что-то не зафиксировано в деталях в документах, то оно разъясняется на основе более общих положений, содержащихся в них. Достигается единое и недвусмысленное понимание всех нормативных положений, снимаются все сомнения и вопросы. Как и на всех других занятиях, здесь нужно строго руководствовать педагогическими принципами и основами методик, изложении выше.
Уместно подчеркнуть, что нормативный характер занятий требования к строгому порядку при их проведении нельзя пот мать так, что они должны проводиться сухо, в безаппеляционном стиле, «методом» указаний и резких разносов. Положения нормативных документов надо не просто упоминать, но и разъяснять растолковывать, добиваться не только понимания их обязательности, но и целесообразности, убеждать, подкрепляя все это примерами из службы и деятельности, показывая детально, к каким пагубным последствиям ведет отступление от них. Опора на сознательность и глубокое понимание — важная предпосылка неизменного выполнения нормативных требований организации персоналом.
Занятии могут быть теоретическими и практическими (основной вид). На теоретических занятиях руководитель зачитывает и разъясняет положения изучаемых документов, на практических - его объяснения сопровождаются личным практическим показом образцового выполнения соответствующих действий, предложением нескольким обучающимся показать, как они поняли его, а также повторением их всеми обучающимися. Практические занятия по одной той же теме могут при необходимости повторяться до тех пор, пока действия не будут отработаны до совершенства.
Место занятий может быть в залах для совещаний, учебных классах, но если требуются показ действий и их выполнение некоторыми из обучающихся, то проводить их надо на местах, где эти действия фактически придется выполнять. Обычная продолжительность их 15-60 минут. Проводиться они могут в дни, отведенные для служебной подготовки, или в любой день и час по распоряжению начальника, командира, например, в начале или в конце дня. Если теоретические занятия всегда проводятся с отрывом их участников от выполнения прямых служебных обязанностей, то практические (особенно повторные, тренировочные) могут проводиться, когда персонал находится на рабочих местах и действует, как обычно. Практические занятия служат в основном для практической отработки индивидуальных действий по организации службы. Они, как и следующие за ними учения, обеспечивают формирование и совершенствование навыков организационного поведения.
Если обучающиеся не такие уж новички, то вместо разъяснений руководитель может заблаговременно дать им задание прочитать нужные документы, хорошо вникнуть в них и запомнить, а на занятии строго, педантично проверить их знания и понимание или даже принять зачет. Не следует перепоручать это кому-то, ибо, как показывает опыт, проверка или зачет в таких случаях проходят обычно формально и не приносят пользу.
Дополнительная задача практических занятий — довести навыки уставного поведения до привычек. Привычка от навыка отчается тем, что это - действие, ставшее потребностью. Житейский пример: можно знать, что надо чистить зубы, можно уметь, иметь навык, но не чистить или чистить нерегулярно. У кого же есть и привычка, то он, не думая и не размышляя, чистит зубы и ему это приятно. Когда это почему-то не удается (например, был поднят под утро по тревоге), то у него противно во рту, и при первой возможности он попытается избавиться от этого чувства. Если у человека вообще есть какая-то привычка, он не поступает вопреки ей потому, что ему самому это неприятно. Таков смысл формирования и организационных привычек, лежащих в основе организационной культуры.
Конструктивную роль в формировании уставных навыков и привычек играют строевые занятия, проводимые в органах и войсках МВД и некоторых других правоохранительных органах. Обучающее и воспитательное влияние на них оказывает точная выверка каждого движения, позы по нормам устава. Обучающий и обучаемые вчитываются в каждую строку, порой слово уставного требования и сразу, руководствуясь ими, в точности исполняют их практически. Тут нет мелочей: положение и состояние головы, подбородка, ушей, груди, ног, ступней, рук, кистей, каждой пуговицы, ремня и т.п. — все контролируется, нее выверяется, все приводится в соответствие с требованиями. При систематическом проведении занятий и пунктуально уставной требовательности их руководителей личный состав приучается действовать по уставу и негативное порой в начале отношение к этому постепенно сменяется спокойным, как к норме службы.
Однако только практическими занятиями уставных навыков и привычек, уважения и потребности к соблюдению организации службы и повседневной деятельности не сформировать. Стремясь добиться максимальной отдачи от них, руководитель продолжает эту линию на учениях и обязательно в ходе повседневного руководства деятельностью подчиненных.
Учения по организации службы. Учения - основная форма отработки организации службы, форма групповой подготовки, служащая целям формирования умений и навыков совместной работы, коллективных привычек соблюдения и укрепления организационного порядка в правоохранительном органе, части, подразделении.
Подавляющее большинство учений по организации службы совмещаются по времени с фактическим выполнением его участниками профессиональных действий на рабочих местах. Так отрабатываются, например, развод наряда и караула, порядок приема оружия, выезд на место происшествия и др. Все категории персонала, начальники и подчиненные приучаются действовать соответствии с требованиями организационных норм не только на занятиях, но в повседневных условиях, ибо грань между ними на таких учениях максимально стирается. Можно сказать, что они реально приближаются к реальным условиям будней правоохранительного органа.
Учебный эффект таких совмещенных с повседневной жизнью и деятельностью учений достигается:
- предварительным проведением занятий, на которых отрабатываются элементы действий, воспроизводимых и на учениях;
- предварительной контрольной проверкой знаний участниками нормативных положений но отрабатываемым вопросам, порой выборочное, а порой сплошное с выставлением индивидуальных оценок;
- проведением предварительных инструктажей всех участников учений, или только начальников, командиров, руководителей служб, подразделений, отделений, которым поручается потом, до начала учений, провести соответствующие инструктажи со своими подчиненными. Поскольку многие учения проводятся на рабочих местах, то эти командиры и начальники становятся руководителями как бы микроучений со своими подчиненными, проводимых одновременно повсюду в рамках общего, т.е. помощниками руководителя всего учения;
- предварительными разъяснениями и напоминаниями: зачитываются необходимые положения из уставов и других нормативных документов, даются разъяснения, показывается их значение для успеха деятельности коллектива, приводятся примеры из его жизни, даются необходимые указания по строгому соблюдению организационных норм и требований, объявляется общий порядок проведения учения;
- демонстрацией всеми начальниками и командирами образцов внешнего вила, поведения и действий;
- организацией повышенного по сравнению с обычной жизнью контрольного наблюдения за строгим выполнением нормативных требований и данных перед началом учения указаний; плюсы и минусы действий фиксируются;
- предъявлением в ходе учения повышенной требовательности к подчиненным как по специально отрабатываемым вопросам,
так и по другим (форме одежды, докладам, порядку обращении и
отдания чести, чистоте и порядку в помещениях и на рабочих столах и др.);
- реагированием руководителя и его помощников на обнаруженные организационные ошибки, неточности в действиях участников учения: если обстановка позволяет, то они устраняются сразу и нарушителям предлагается повторить действие как положено всего это возможно только при индивидуальных ошибках);
- обязательным проведением тщательного разбора после учения, в назначенное время и месте; первыми выступают помощники руководителя и дают оценку действиям своих подчиненных, а в завершение подводит итог руководитель учения;
- принятием решений по итогам разбора: при положительных итогах - намечается учение на новую тему, при относительно небольших недостатках - решение повторить его, при недостатках в какой-то группе участников даются указания ее руководителю провести у себя повторное учение, или занятие теоретическое или практическое, принять зачет с установлением срока исполнении.
При завершении всех занятий и особенно учений всему персоналу напоминается, что соблюдение уставного порядка нужно не только для них, но в течение всей последующей повседневной деятельности. Если вскоре будет обнаружено, что персоналом это не усвоено, проводится внеочередное учение по полной программе и т.д.
Можно заключить, что строгая и четкая организация службы нуждается не в призывах, заклинаниях и разносах, а кропотливой и упорной работы руководителей всех степеней, включающих и осуществление особого вида профессиональной подготовки - отработки такой организации. Главная особенность и достоинство ее в том, что она практически не требует дополнительных затрат времени, отрыва от текущих неотложных дел и может проводиться столько, сколько надо до достижения требуемого результата. Она имеет отчетливо выраженный правовоспитательный эффект, приучая сотрудников и военнослужащих внутренних войск точно выполнять все нормы службы и деятельности, не деля их на «важные» и «маловажные». Отработка уставной организации службы заслуживает широкого и повсеместного распространения, превращения ее в непрерывающийся поток характерных для нее занятий и учений.