Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности

Необходимость подготовки сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности. В связи с повышенной опасностью деятельности сотрудников многих правоохранитель­ных органов, наличия угрозы их жизни и здоровью, в полиции зарубежных стран уже довольно давно проводится специальная подготовка к обеспечению личной безопасности («менеджмент безопасности»). В нашей стране необходимость решения такой педагогической задачи была поставлена обострением криминаль­ной ситуации в стране, частым использованием оружия преступ­никами, увеличением случаев гибели сотрудников. Она приобрела особый смысл в условиях гуманизации общества, в котором жизнь человека признается высшей ценностью. В России за истекшее де­сятилетие принят ряд мер по защите жизни и здоровья сотрудни­ков. Свой вклад в нее вносит и юридическая педагогика. В 1995-1997 г.г. появились разработки А.В. Буданова и А.И. Папкина[176], которые в последующие годы стали внедряться в практику.

Анализ причин гибели и ранений сотрудников, зависевших лично от них, выявил такие: потеря бдительности, неумение пред­видеть и оценить опасность, игнорирование очевидных признаков опасности, переоценка своей подготовленности, отсутствие контро­ля за другими людьми, неверие в возможность стать объектом нападения и др. Иначе говоря, недостатки в подготовке и качествах определяют предрасположенность сотрудника к несчастным слу­чаям при нахождении в экстремальных ситуациях, его «профес­сиональную виктимность». Чем выше уровень подготовленности к 1обеспечению личной безопасности, там выше шансы сотрудника остаться невредимым- Надлежащая постановка этого нового для нас вида профессиональной подготовки к вероятным экстремаль­ным осложнениям стала потребностью сегодняшнего дня. В опре­деленном объеме она нужна всем категориям сотрудников, но про­водится с учетом специфики возможных опасностей в их работе.

Содержание подготовки сотрудника к обеспечению личной профессиональной безопасности. Содержание подготовки опре­деляется пониманием того, чем должен обладать сотрудник, что в его подготовленности служит гарантией его собственной безопас­ности. Основные блоки содержания находят выражение в понима­нии структуры подготовленности. В полиции США подготовлен­ность наглядно представляется в виде пятиконечной звезды, на концах лучей которой - умственные способности, владение ору­жием, физическая подготовка, тактика, экипировка. А.В. Буланов добавляет к ним цель, а А.И. Панкин — профессионально-психологическую подготовленность.

Конечно, подготовленность к обеспечению безопасности связа­на с высоким уровнем профессионализма. Поэтому все, что писа­лось выше о профессиональном мастерстве, морально-психологической, огневой, физической, профессионально-психологической подготовке, работает на укрепление личной безопасности сотрудника. Но важно другое выяснить, что еще нужно, что должно стать предметом специальной педагогической заботы? Только ответив на этот вопрос, можно утверждать, что мы имеем дело с особым видом профессиональной подготовки. В наиболее концентрированном виде ответ на него должен найти воплощение в специальном учебном курсе, который можно было бы назвать «Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудником».

То дополнительное, что повышает подготовленность со­трудника к обеспечению профессиональной безопасности, связано с:

- отчетливым пониманием постоянной потенции внезапного
возникновения экстремальных обострений в его деятельности,
опасных лично для него;

- умением оценивать наличие опасности в ситуациях профес­сиональной деятельности, ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления;

- пониманиемроли постоянной бдительности и способов ее личного обеспечения;

- умением использовать экипировку, повышающую личную безопасность;

- владением тактикой постоянного превентивного обеспече­ния личной безопасности при повседневном выполнении служеб­ных функций;

- владением тактикой, методами и приемами обеспечения
безопасности при решении типичных задач, сопряженных с повы­шенной опасностью;

- владением тактикой, методами и приемами усиления мер
личной профессиональной безопасности при повышении опасно­сти;

- владением тактикой, методами и приемами пресечения пи­кового нарастания угрозы;

- умением поддерживать постоянную личную готовность к
немедленному реагированию на любые неожиданные угрозы лич­ной безопасности;

— умением опережать правонарушителя во всех действиях, в
том числе и использовании оружия.

Основы содержания, организации я методики подготовки к обеспечению личной профессиональной безопасности. Этот мо­лодой вид подготовки еще нуждается в многочисленных уточнени­ях, исключающих дублирования и выработку эффективных орга­низационно-методических путей осуществления. По современным представлениям процесс его осуществления носит психолого-­педагогический, учебно-воспитательный, практический характер. А.В. Будановым разработана программа спецкурса «Тактика и методы обеспечения личной профессиональной безопасности» [177]. Темы его таковы.

Тема 1. Система обеспечения личной профессиональной безо­пасности сотрудника.

Тема 2. Управленческое обеспечение личной профессиональ­ной безопасности сотрудников.

Тема 3. Профессиональный риск и профессиональная безо­пасность конкретной категории сотрудников.

Тема 4. Тактика и методы обеспечения личной профессио­нальной безопасности в ситуациях шантажа и провокаций.

Тема 5. Действия сотрудника по обеспечению личной психо­логической безопасности.

Тема 6. Тактика обеспечения личной физической безопасно­сти.

Тема 7. Действия данной категории сотрудников по обеспече­нию личной физической безопасности.

Специфичное значение имеет формирование у обучаемых установки на выживание, исключающей беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об опасности и личную защиту от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «Обязательство о выживании», исполь­зуемое и в зарубежной полиции[178], анализ опасности в различных учебных ситуациях, разъяснения и убеждения.

Сотрудники обучаются пользованию индивидуальными сред­ствами защиты: головы (пулестойкий защитный шлем, пулестой­кий радиофицированный шлем, средство для маскировки и защи­ты лица и шеи и др.), туловища (бронежилет, пулезащитная куртка, штурмовые защитные комплекты и др.), конечностей (противоударная рукавица, кольчужные перчатки, защитный ком­плект «Щиток» и др.), а также выполнению профессиональных действий при пользовании ими. Важно уметь удобно крепить предметы экипировки и так, чтобы они не издавали звуков и не демаскировали сотрудника. В экипировку части сотрудников вхо­дят и резиновая палка, наручники, средства принудительной оста­новки транспорта, щиты, специальные окрашивающие и светозву­ковые средства и др., навыки владения которыми тоже подлежат формированию.

Тактики, методы и приемы в существующих зарубежных и отечественных разработках, подлежащие отработке с обучающи­мися сотрудниками, представляют собой перечни кратких, четких и поучительных рекомендаций. Например, рекомендации по дей­ствиям в ситуации риска имеют такой вид[179]:

1. Проверь перед работой оружие, амуницию, транспорт, связь.

2. Практикуйся быстро перезаряжать оружие в движении, в темноте.

3. Знай своего напарника.

4. Один прикрывает, другой движется.

5. Прикрывают товарищи, укрывайся сам.

6. Придерживайся планов, разработанных с напарником.

7. Имей план на худший вариант.

8. Звуки и видимое глазами искажается под влиянием стресса.

9. «Время запаздывания» - это разница между мыслью и действием. Знай свое «время на выстрел».

10. Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.

11. Носи дополнительный ключ от наручников.

12. Постоянно имен жетон для телефона-автомата.

13. Ожидай неожиданное.

14. Не открывай спину.

15. Не забывай смотреть вверх.

16. Не стой перед дверью или окном.

17. Открой дверь полностью, прежде чем войти.

18. При опасности действуй, не застывай и т.д.

Другой пример рекомендации по взаимодействию сотрудника с подозреваемым или правонарушителем[180]:

1. Никогда не недооценивай подозреваемого или правонару­шителя.

2. Приближайся ко всем подозреваемым или правонарушите­лям, предвидя в любых обстоятельствах их сопротивление.

3. Думай о прикрытии и постоянно создавай его.

4. Внимательно оценивай, необходимо ли приближаться к по­дозреваемому человеку или подозрительному месту.

5. Постоянно следи за руками подозреваемого или правона­рушителя.

6. Соблюдай безопасную пространственную дистанцию.

7. Страхуй каждое свое действие в отношении подозреваемо­го, лучше всего с помощью напарника и т.д.

Конструктивны и профессиональны разработки отечественных авторов по тактике обеспечения безопасности[181]. Например, так описывается порядок действий сотрудника, выполняющего задачи при вооруженных конфликтах и обнаружении им растяжек мин и взрывоопасных предметов:

«Если вы идете пешком:

- остановитесь;

- внимательно осмотрите местность;

- определите характер и состояние обнаруженного предмета, не касаясь его;

- не бросайте в подозрительный предмет камень и не стре­ляйте в него;

- поверните назад, оставаясь на той же тропе, по которой вы пришли;

- отметьте заминированный участок тем, что окажется под рукой;

- сообщите командиру, в штаб, в дежурную часть;

- оповестите окружающих»[182].

Не все рекомендации по индивидуальной тактике так четко алгоритмизированы и дидактичны, но это дело поправимое в ходе подготовки к занятиям.

Отработка тактики действий осуществляется по методике формирования навыков и умений. Сложности может создать то, что тактик действий и рекомендаций по ним бывает много, а ре­комендации по отдельным включают до 50 позиций. Во всех слу­чаях необходимо заучивание рекомендаций сотрудниками, умение точно воспроизвести их по памяти. Практическая отработка такти­ки обеспечения личной безопасности ведется на учебных полиго­нах или на местности. Руководитель дает задание обучающимся двигаться по определенному маршруту. На нем с помощью зара­нее расставленных помощников воспроизводятся все ситуации, предусмотренные рекомендациями, а за ошибки следуют «наказания» в виде агрессии со стороны.

По разработкам А.В. Буданова система форм обучения опре­деляется логикой: информировать - убедить - научить дейст­вию. Преобладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) - практические занятия, игры, учения. Обучение будет тем более эффективным, чем больше процесс его будет перерастать в цело­стный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе кото­рого формируются соответствующие профессиональные установки и привычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения.

В системе методов преобладают практические методы (упражнения, решение ситуаций, игра, тренинг) в сочетании с на­глядными (показ, демонстрация, иллюстрация) и при ведущей роли словесных.

Дополнительные педагогические возможности обеспечения профессиональной безопасности сотрудников. Есть возможность и необходимость обучения сотрудников мерам обеспече­ния безопасности, воспитания Привычки их реализации и при по­вседневном руководстве ими: при инструктировании и постановке. служебных задач, связанных с профессиональным риском, оказа­нии помощи, разборах и включении вопросов безопасности в при­казы, инструкции и другие документы. Имеет значение укрепле­ние дисциплины и законности в деятельности сотрудников, разви­тие товарищеских отношений в коллективах, разъяснение прав и обязанностей сотрудников, к том числе — их права на самооборону, разъяснение гражданам их обязанностей и прав по отношению к сотрудникам, а также уголовной ответственности за насильст­венные действия против них.

Руководителей структурных подразделений А.В. Буданов ре­комендует учить «менеджменту безопасности»: как обеспечивать безопасность персонала, каковы возможности ее повышения, как проводить занятия и учить тактике, методам и приемам самообес­печения личной безопасности.

Педагогика личной безопасности граждан. Людям в процессе жизни приходится довольно часто попадать в экстремальные си­туации - бытовые, семейные, ученные, трудовые, транспортные, криминальные, стихийные и иные. Плохая подготовленность к ним приводит человека к сложным психологическим переживани­ям, неприятным последствиям, финансовым, материальным и со­циальным утратам, заболеваниям, физическим повреждениям и др. Юридическую педагогику интересуют только ситуации и их последствия, подпадающие под юрисдикцию.

В параграфе 3.3. уже отмечался виктимологический характер довольно большого числа преступлений, когда условием, одной из причин их возникновения выступают недостатки личных качеств потерпевшего, его взаимоотношения с преступником, рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, неосторожное, распущенное, провокационное, опасное для самого себя поведение, в конечном счете — его виктимологическая неподготовленность, неумение из­бегать криминальных ситуаций и вести себя в экстремальных ус­ловиях их развития.

Вся работа по формированию правовой культуры граждан, если она успешна, укрепляет их защитные свойства. Вместе с тем, криминальная ситуация в стране, да и в мире в целом, такова, что есть и необходимость в виктимологической подготовке граждан. Она может и должна осуществляться всеми видами педагогической работы (см. параграф 2,5). В сущности, ей уже положено начало, появлением книг и пособий, ориентирующих широкие круги чита­телей в вопросах личной безопасности[183]. Более радикально про­блема может быть решена введением особых учебных дисциплин под названиями «Защита от преступных посягательств? («Лич­ная безопасность», «Виктимологическая подготовка», «Безо­пасная жизнь», «Самоохрана») в объеме 10—30 часов в зависимо­сти от уровня образования. Подобные серии передач и публика­ций уместны на телевидении, радио и в периодической печати, а также занятий по месту жительства. Особенно нужны они подро­сткам, юношам и девушкам, молодым и пожилым людям, пред­принимателям. Для желающих могут быть организованы углуб­ленные курсы по отдельным вопросам.

Задачами подготовки к обеспечению личной безопасности, определяющими и се содержание (с дифференциацией по группам обучающихся), выступают:

—формирование знаний но вопросам виктимности как индивидуального явления, привлекающего интерес преступников, ис­пользуемого ими и повышающего вероятность стать жертвой пре­ступления,

—ознакомление со способами совершения преступлений, воз­можными в отношении лиц, обучающихся в данной учебной группе;

- ознакомление с комплексом мер, повышающих защитные свойства личности;

- детальное изучение и освоение способов, средств и прие­мов, повышающих защитные свойства личности,

- подготовка к поведению и действиям при авариях, пожа­рах, стихийных бедствиях,

- формирование умений и навыков поведения и действий при
возникновении и усложнении криминально опасных ситуаций;

- знание, кто может помочь в трудной ситуации, на кого и на что рассчитывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: