Необходимость подготовки сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности. В связи с повышенной опасностью деятельности сотрудников многих правоохранительных органов, наличия угрозы их жизни и здоровью, в полиции зарубежных стран уже довольно давно проводится специальная подготовка к обеспечению личной безопасности («менеджмент безопасности»). В нашей стране необходимость решения такой педагогической задачи была поставлена обострением криминальной ситуации в стране, частым использованием оружия преступниками, увеличением случаев гибели сотрудников. Она приобрела особый смысл в условиях гуманизации общества, в котором жизнь человека признается высшей ценностью. В России за истекшее десятилетие принят ряд мер по защите жизни и здоровья сотрудников. Свой вклад в нее вносит и юридическая педагогика. В 1995-1997 г.г. появились разработки А.В. Буданова и А.И. Папкина[176], которые в последующие годы стали внедряться в практику.
Анализ причин гибели и ранений сотрудников, зависевших лично от них, выявил такие: потеря бдительности, неумение предвидеть и оценить опасность, игнорирование очевидных признаков опасности, переоценка своей подготовленности, отсутствие контроля за другими людьми, неверие в возможность стать объектом нападения и др. Иначе говоря, недостатки в подготовке и качествах определяют предрасположенность сотрудника к несчастным случаям при нахождении в экстремальных ситуациях, его «профессиональную виктимность». Чем выше уровень подготовленности к 1обеспечению личной безопасности, там выше шансы сотрудника остаться невредимым- Надлежащая постановка этого нового для нас вида профессиональной подготовки к вероятным экстремальным осложнениям стала потребностью сегодняшнего дня. В определенном объеме она нужна всем категориям сотрудников, но проводится с учетом специфики возможных опасностей в их работе.
|
|
Содержание подготовки сотрудника к обеспечению личной профессиональной безопасности. Содержание подготовки определяется пониманием того, чем должен обладать сотрудник, что в его подготовленности служит гарантией его собственной безопасности. Основные блоки содержания находят выражение в понимании структуры подготовленности. В полиции США подготовленность наглядно представляется в виде пятиконечной звезды, на концах лучей которой - умственные способности, владение оружием, физическая подготовка, тактика, экипировка. А.В. Буланов добавляет к ним цель, а А.И. Панкин — профессионально-психологическую подготовленность.
Конечно, подготовленность к обеспечению безопасности связана с высоким уровнем профессионализма. Поэтому все, что писалось выше о профессиональном мастерстве, морально-психологической, огневой, физической, профессионально-психологической подготовке, работает на укрепление личной безопасности сотрудника. Но важно другое выяснить, что еще нужно, что должно стать предметом специальной педагогической заботы? Только ответив на этот вопрос, можно утверждать, что мы имеем дело с особым видом профессиональной подготовки. В наиболее концентрированном виде ответ на него должен найти воплощение в специальном учебном курсе, который можно было бы назвать «Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудником».
|
|
То дополнительное, что повышает подготовленность сотрудника к обеспечению профессиональной безопасности, связано с:
- отчетливым пониманием постоянной потенции внезапного
возникновения экстремальных обострений в его деятельности,
опасных лично для него;
- умением оценивать наличие опасности в ситуациях профессиональной деятельности, ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления;
- пониманиемроли постоянной бдительности и способов ее личного обеспечения;
- умением использовать экипировку, повышающую личную безопасность;
- владением тактикой постоянного превентивного обеспечения личной безопасности при повседневном выполнении служебных функций;
- владением тактикой, методами и приемами обеспечения
безопасности при решении типичных задач, сопряженных с повышенной опасностью;
- владением тактикой, методами и приемами усиления мер
личной профессиональной безопасности при повышении опасности;
- владением тактикой, методами и приемами пресечения пикового нарастания угрозы;
- умением поддерживать постоянную личную готовность к
немедленному реагированию на любые неожиданные угрозы личной безопасности;
— умением опережать правонарушителя во всех действиях, в
том числе и использовании оружия.
Основы содержания, организации я методики подготовки к обеспечению личной профессиональной безопасности. Этот молодой вид подготовки еще нуждается в многочисленных уточнениях, исключающих дублирования и выработку эффективных организационно-методических путей осуществления. По современным представлениям процесс его осуществления носит психолого-педагогический, учебно-воспитательный, практический характер. А.В. Будановым разработана программа спецкурса «Тактика и методы обеспечения личной профессиональной безопасности» [177]. Темы его таковы.
Тема 1. Система обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудника.
Тема 2. Управленческое обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников.
Тема 3. Профессиональный риск и профессиональная безопасность конкретной категории сотрудников.
Тема 4. Тактика и методы обеспечения личной профессиональной безопасности в ситуациях шантажа и провокаций.
Тема 5. Действия сотрудника по обеспечению личной психологической безопасности.
Тема 6. Тактика обеспечения личной физической безопасности.
Тема 7. Действия данной категории сотрудников по обеспечению личной физической безопасности.
Специфичное значение имеет формирование у обучаемых установки на выживание, исключающей беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об опасности и личную защиту от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «Обязательство о выживании», используемое и в зарубежной полиции[178], анализ опасности в различных учебных ситуациях, разъяснения и убеждения.
Сотрудники обучаются пользованию индивидуальными средствами защиты: головы (пулестойкий защитный шлем, пулестойкий радиофицированный шлем, средство для маскировки и защиты лица и шеи и др.), туловища (бронежилет, пулезащитная куртка, штурмовые защитные комплекты и др.), конечностей (противоударная рукавица, кольчужные перчатки, защитный комплект «Щиток» и др.), а также выполнению профессиональных действий при пользовании ими. Важно уметь удобно крепить предметы экипировки и так, чтобы они не издавали звуков и не демаскировали сотрудника. В экипировку части сотрудников входят и резиновая палка, наручники, средства принудительной остановки транспорта, щиты, специальные окрашивающие и светозвуковые средства и др., навыки владения которыми тоже подлежат формированию.
|
|
Тактики, методы и приемы в существующих зарубежных и отечественных разработках, подлежащие отработке с обучающимися сотрудниками, представляют собой перечни кратких, четких и поучительных рекомендаций. Например, рекомендации по действиям в ситуации риска имеют такой вид[179]:
1. Проверь перед работой оружие, амуницию, транспорт, связь.
2. Практикуйся быстро перезаряжать оружие в движении, в темноте.
3. Знай своего напарника.
4. Один прикрывает, другой движется.
5. Прикрывают товарищи, укрывайся сам.
6. Придерживайся планов, разработанных с напарником.
7. Имей план на худший вариант.
8. Звуки и видимое глазами искажается под влиянием стресса.
9. «Время запаздывания» - это разница между мыслью и действием. Знай свое «время на выстрел».
10. Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.
11. Носи дополнительный ключ от наручников.
12. Постоянно имен жетон для телефона-автомата.
13. Ожидай неожиданное.
14. Не открывай спину.
15. Не забывай смотреть вверх.
16. Не стой перед дверью или окном.
17. Открой дверь полностью, прежде чем войти.
18. При опасности действуй, не застывай и т.д.
Другой пример рекомендации по взаимодействию сотрудника с подозреваемым или правонарушителем[180]:
1. Никогда не недооценивай подозреваемого или правонарушителя.
2. Приближайся ко всем подозреваемым или правонарушителям, предвидя в любых обстоятельствах их сопротивление.
|
|
3. Думай о прикрытии и постоянно создавай его.
4. Внимательно оценивай, необходимо ли приближаться к подозреваемому человеку или подозрительному месту.
5. Постоянно следи за руками подозреваемого или правонарушителя.
6. Соблюдай безопасную пространственную дистанцию.
7. Страхуй каждое свое действие в отношении подозреваемого, лучше всего с помощью напарника и т.д.
Конструктивны и профессиональны разработки отечественных авторов по тактике обеспечения безопасности[181]. Например, так описывается порядок действий сотрудника, выполняющего задачи при вооруженных конфликтах и обнаружении им растяжек мин и взрывоопасных предметов:
«Если вы идете пешком:
- остановитесь;
- внимательно осмотрите местность;
- определите характер и состояние обнаруженного предмета, не касаясь его;
- не бросайте в подозрительный предмет камень и не стреляйте в него;
- поверните назад, оставаясь на той же тропе, по которой вы пришли;
- отметьте заминированный участок тем, что окажется под рукой;
- сообщите командиру, в штаб, в дежурную часть;
- оповестите окружающих»[182].
Не все рекомендации по индивидуальной тактике так четко алгоритмизированы и дидактичны, но это дело поправимое в ходе подготовки к занятиям.
Отработка тактики действий осуществляется по методике формирования навыков и умений. Сложности может создать то, что тактик действий и рекомендаций по ним бывает много, а рекомендации по отдельным включают до 50 позиций. Во всех случаях необходимо заучивание рекомендаций сотрудниками, умение точно воспроизвести их по памяти. Практическая отработка тактики обеспечения личной безопасности ведется на учебных полигонах или на местности. Руководитель дает задание обучающимся двигаться по определенному маршруту. На нем с помощью заранее расставленных помощников воспроизводятся все ситуации, предусмотренные рекомендациями, а за ошибки следуют «наказания» в виде агрессии со стороны.
По разработкам А.В. Буданова система форм обучения определяется логикой: информировать - убедить - научить действию. Преобладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) - практические занятия, игры, учения. Обучение будет тем более эффективным, чем больше процесс его будет перерастать в целостный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе которого формируются соответствующие профессиональные установки и привычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения.
В системе методов преобладают практические методы (упражнения, решение ситуаций, игра, тренинг) в сочетании с наглядными (показ, демонстрация, иллюстрация) и при ведущей роли словесных.
Дополнительные педагогические возможности обеспечения профессиональной безопасности сотрудников. Есть возможность и необходимость обучения сотрудников мерам обеспечения безопасности, воспитания Привычки их реализации и при повседневном руководстве ими: при инструктировании и постановке. служебных задач, связанных с профессиональным риском, оказании помощи, разборах и включении вопросов безопасности в приказы, инструкции и другие документы. Имеет значение укрепление дисциплины и законности в деятельности сотрудников, развитие товарищеских отношений в коллективах, разъяснение прав и обязанностей сотрудников, к том числе — их права на самооборону, разъяснение гражданам их обязанностей и прав по отношению к сотрудникам, а также уголовной ответственности за насильственные действия против них.
Руководителей структурных подразделений А.В. Буданов рекомендует учить «менеджменту безопасности»: как обеспечивать безопасность персонала, каковы возможности ее повышения, как проводить занятия и учить тактике, методам и приемам самообеспечения личной безопасности.
Педагогика личной безопасности граждан. Людям в процессе жизни приходится довольно часто попадать в экстремальные ситуации - бытовые, семейные, ученные, трудовые, транспортные, криминальные, стихийные и иные. Плохая подготовленность к ним приводит человека к сложным психологическим переживаниям, неприятным последствиям, финансовым, материальным и социальным утратам, заболеваниям, физическим повреждениям и др. Юридическую педагогику интересуют только ситуации и их последствия, подпадающие под юрисдикцию.
В параграфе 3.3. уже отмечался виктимологический характер довольно большого числа преступлений, когда условием, одной из причин их возникновения выступают недостатки личных качеств потерпевшего, его взаимоотношения с преступником, рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, неосторожное, распущенное, провокационное, опасное для самого себя поведение, в конечном счете — его виктимологическая неподготовленность, неумение избегать криминальных ситуаций и вести себя в экстремальных условиях их развития.
Вся работа по формированию правовой культуры граждан, если она успешна, укрепляет их защитные свойства. Вместе с тем, криминальная ситуация в стране, да и в мире в целом, такова, что есть и необходимость в виктимологической подготовке граждан. Она может и должна осуществляться всеми видами педагогической работы (см. параграф 2,5). В сущности, ей уже положено начало, появлением книг и пособий, ориентирующих широкие круги читателей в вопросах личной безопасности[183]. Более радикально проблема может быть решена введением особых учебных дисциплин под названиями «Защита от преступных посягательств? («Личная безопасность», «Виктимологическая подготовка», «Безопасная жизнь», «Самоохрана») в объеме 10—30 часов в зависимости от уровня образования. Подобные серии передач и публикаций уместны на телевидении, радио и в периодической печати, а также занятий по месту жительства. Особенно нужны они подросткам, юношам и девушкам, молодым и пожилым людям, предпринимателям. Для желающих могут быть организованы углубленные курсы по отдельным вопросам.
Задачами подготовки к обеспечению личной безопасности, определяющими и се содержание (с дифференциацией по группам обучающихся), выступают:
—формирование знаний но вопросам виктимности как индивидуального явления, привлекающего интерес преступников, используемого ими и повышающего вероятность стать жертвой преступления,
—ознакомление со способами совершения преступлений, возможными в отношении лиц, обучающихся в данной учебной группе;
- ознакомление с комплексом мер, повышающих защитные свойства личности;
- детальное изучение и освоение способов, средств и приемов, повышающих защитные свойства личности,
- подготовка к поведению и действиям при авариях, пожарах, стихийных бедствиях,
- формирование умений и навыков поведения и действий при
возникновении и усложнении криминально опасных ситуаций;
- знание, кто может помочь в трудной ситуации, на кого и на что рассчитывать.