Дифференциация затрат на туристском производстве

Дифференциация затрат - это методика выделения доли переменных и доли постоянных затрат в смешанных издержках, в целях проведения более точного финансового анализа деятельности туристского предприятия. В современной практике финансового менеджмента выделяют четыре основных способа дифференциации затрат:

1. Графический метод (Scattergraph Method). Графический метод заключается в простой подгонке прямой линии с помощью линейки, которая накладывается на точки рис. таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с вертикальной осью оценивает постоянные издержки.

2. Метод наименьших квадратов (Least Squares Method). Метод наименьших квадратов является наиболее точным, однако он очень редко используется на практике, поскольку подбор прямой линии суммарных издержек производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа и на практике сводится к использованию стандартной компьютерной программы, которая в качестве входных данных потребляет исходные данные, а результатом являются суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции.

3. Субъективный метод. Данный подход предполагает волевое отнесение издержек к переменным или постоянным, базируясь на неформальном опыте финансового менеджера туристского предприятия.

4. Метод верхней - нижней точки (High-Low Method). Метод дифференциации затрат “верхней и нижней точки” предполагает наличие и проведение трех основных этапов:

· на первом этапе дифференциации из всей совокупности исходных данных (пример приведен в Табл. 3), выбираются два периода с наибольшем и наименьшим значением объема реализации турпродукции. Данные, соответствующие этим периодам, сводятся в отдельную таблицу (пример приведен в Табл. 4).

Таблица 3

Исходные данные для проведения дифференциации издержек

туристского предприятия

  Месяц Количество реализованной туристской продукции Смешанные туристские затраты
Январь    
Февраль    
Март    
Апрель    
Май    
Июнь    
Июль    
Август    
Сентябрь    
Октябрь    
Ноябрь    
Декабрь    

Таблица 4

Распределение показателей по максимальному

и минимальному объему туристского производства

Показатель Объем реализации туристского производства Изменение величин
максимальный минимальный
Объем продаж в количественном выражении      
Объем продаж в процентном выражении      
Затраты соответствующие конкретному объему продаж      

· на втором этапе дифференциации определяется ставка переменных затрат (М). Ставка переменных затрат - это средние переменные издержки в себестоимости единицы продукции. Можно выделить два способа определения ставки переменных затрат:

М = {(max изд. - min изд.) * 100% / 100% - Кmin} / Кmax (11)

Где:

Кmin - это минимальные издержки в % к максимальным;

Кmax - это максимальный объем производства в количественном выражении.

М = изменение затрат / изменение объема реализации (12)

· на третьем этапе дифференциации, основываясь на данных, соответствующих верхней точке, определяется доля постоянных затрат (Дпз):

Дпз = Суммарные затраты - М * Kmax (13)

Полученные в результате данные используются финансовым менеджером в дальнейшем для проведения более глубокого и точного анализа безубыточности.

Следует отметить, что существует одна практически важная особенность использования метода разделения издержек на переменную и постоянную компоненты. Эта особенность состоит в использовании различных параметров в качестве базы для разделения. Дело в том, что не для всех видов издержек хорошо просматривается зависимость от объема туристского производства и продаж. На языке прикладной математической статистики говорят, что не всегда имеет место сильная корреляция конкретного вида издержек от объема продаж. В этом случае рекомендуется использовать другие базовые параметры. На практике хорошо себя зарекомендовали следующие базовые параметры:

· объем производства в натуральном выражении;

· объем продаж в денежном выражении;

· затраты прямого труда;

· время работы технологического оборудования (что очень характерно для предприятий ресторанного бизнеса);

· расход электрической энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: