По принципу действия: адаптерные и электронные.
По источнику звука (группы): | По способу извлечения звука (подгруппы): |
- струнные: | щипковые, смычковые, ударно-клавишные; |
- язычковые; | - |
- духовые: | лабиальные (губные), лингвальные (язычковые), амбушюрные; |
- ударные: | перепончатые, пластинчатые, самозвучащие; |
- электромузыкальные: | электронные, адаптерные. |
По видам:
- шипковые – балалайка, домра, мандолина, гитара, арфа;
- смычковые – скрипка, альт, виолончель, контрабас;
- ударно-клавишные – пианино, рояль;
- язычковые - гармонь, баян, аккордеон
- лабиальные – флейта;
- лингвальные – гобой, фагот, кларнет, саксофон;
- амбушюрные – (амбушюр – способ складывания губ и языка для извлечения звука при игре на духовом инструменте) сигнальные (фанфары, горн, саксгорн рожки пехотные, охотничий рог) туба, баритон, корнет, альт, валторна, труба.
- перепончатые - литавры, барабан, бубен, бонги;
- пластинчатые - ксилофон, вибрафон, колокольчики, колокола;
- самозвучащие - тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, погремушки)
|
|
- адаптерные - акустические, полуакустические, неакустические электрогитары;
- электропневматические – электроорган, пианино «Дуэт», электробаян.
Балалайка – русский щипковый инструмент, появился в начале 18 века, особенно популярна она была в крестьянской среде. В конце 19 века В.В. Андреев создал Великорусский оркестр, в который входили балалайки, → 1938 г. – Государственный оркестр.
- корпус – треугольной формы с одним резонаторным отверстием
- гриф – дно 5, 7, 9 отдельных клёпок
- головка дека – из древесной ели, кавказской пихты.
- количество струн- 3,4,6. Диапазон звучания – 2,5 октавы. Тембр – резкий. Громкость как у гитары. Применение – для сольной и оркестровой игры.
Домра – русский народный инструмент с овальным корпусом (в виде полусферы 7, 9 клёпок и дека), играли ещё скоморохи; 3-х и 4-х струнные – пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. Диапазон звучания – до 3,5 октав. Тембр – слегка резкий.Применение – для оркестровой игры.
Мандолина – форма в виде капли, имеет 4 пары струн, наиболее приятное звучание, 23 клёпки. Бывает: овальная (наиболее распространённая - массовые, оркестровые), полуовальная и плоская.
Гитара – наиболее популярная (первые упоминания 14-15 вв. Испания), имеет форму корпуса в виде восьмерки с одним резонаторным отверстием. Количество струн - 12, 7 и 6. Диапазон звучания – 3,5 октавы. Тембр звучания – бархатистый. Громкость до 50 кв.м. Применение – для сольной и оркестровой игры. По размеру: нормальные и уменьшенные терц, кварт, квинтгитара. По качеству звучания: обыкновенного, повышенного и высшего качества.
|
|
Арфа – 46 струн, натянуты вертикально на раме с резонатором, щипковый инструмент древнего происхождения.
Сходства у смычковых инструментов: одинаковая форма, 2 резонаторных отверстия в виде буквы f и поэтому называемых эфами. Количество струн – 4 (у контрабаса - может быть 5). Диапазон звучания – 3,5 октав (у виолончели – 4 и более). Применение – как для сольной, так и для оркестровой игры. Одинаковая громкость, тембр звучания. Различия: по размерам, по высоте звука (самый высокий - у скрипки), по манере игры. Скрипка, альт и виолончель имеют квинтовый строй, контрабас - квартовый
Скрипка – самый высокий по регистру смычковый инструмент. По размеру: полномерные (4/4); маломерные уменьшенные 4 размеров (3/4, 2/4, 1/4, 1/8) для детей. По качеству звучания: сольные, учебные (I и II классов).
Альт – отличается от скрипки большим размером, более низким строем и глуховатым тембром звучания.
Виолончель – отличается от альта большим размером, имеется выдвижной шпиль для упора в пол. Полномерный, маломерный.
Контрабас – наиболее крупный смычковый инструмент, имеется шпиль, размеры 4/4, 3/4, 8/4.
Ударно – клавишные: Сходства: струнная одежда, резонансная дека, опорные конструкции, клавишный и педальный механизмы, диапазон звучания: пианино- 7 октав или 7¼; рояль – всегда 7¼. Одна клавиатура устройств. Различия:
- по форме корпуса: у пианино – форма шкафа; у рояля – крыловидная;
- по расположению струнной одежды: у пианино - вертикально; у рояля – горизонтально.
Пианино: По размерам: кабинетные – высота 1,3-1,4 м, малогабаритные – 1-1,2 м, минипианино – 0,8-0,9 м. Диапазон звучания: 5-7 ¼ октав. По характеру отделки: светлополированное и тёмнополированное.
Рояль – имеет более сильное звучание, струны расположены горизонтально.
По назначению (длине корпуса): кабинетные (1,5-1,9 м), салонные (2-2,3 м), концертные (2,4-3 м). Диапазон звучания: 7 ¼ октавы.
Гармони – для несложных музыкальных произведений, с двух сторон имеет кнопки. Могут иметь 1 или 2 регистровых переключателя, либо вообще их не иметь (служат для изменения тембра звучания). Диапазон звучания 2,5 октавы. Две группы: гармони-… - при сжимании и разжимании … издают звуки одной и той же тональности; гармони-венки – различной.
Баяны – обладают большими музыкальными возможностями, чем гармони; имеет кнопки с двух сторон, больше габариты. Диапазон звучания – 4,4-5 октав; 2, 5, 7 и больше регистровых переключателей.
Аккордеоны – с рояльной клавиатурой в правой половине корпуса; 3,5 октавы; до 11 регистров.
Маркировка язычковых: буквенно-цифровой код.
1) А, Б, Г – аккордеон, баян, гармонь;
2) - количество кнопок в правой клавиатуре;
3) - количество кнопок в левой клавиатуре;
4) - количество голосов;
5) - количество регистров в правой клавиатуре;
6) - количество регистров в левой клавиатуре.
Б 42х80 – II
Б 52х100 – III – 5-3 и др.
А 41х120 – Ш -7/2
Сигнальные: фанфары, горны (трубы пионерские), рожки пехотные, охотничий рог – удлинённая коническая труба без вентилей.
Саксгорн: труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас. У всех саксгорнов диапазон звучания – 2,5 октав.
Флейта – один из древнейших духовых музыкальных инструментов – трубка с цилиндрическим или коническим каналом из древесины или металла. Звук извлекается вдуванием воздуха непосредственно в канал – продольная, поперечная. Тембр – нежный, певучий. Диапазон звучания – 3 октавы. Применяется как оркестровый инструмент).
Гобой – деревянный духовой инструмент высокого регистра, с коническим каналом, с небольшим расширением, диапазон звучания около 2,5 октав. 13-20 клапанов из МНЦ.
Фагот – духовой музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью, имеет малое колено, большое колено, нижнее колено, раструб, несколько гнусавый тембр, используется в симфонических оркестрах.
|
|
25-30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, а остальные – клапанами. Из кавказского клёна под красное дерево.
Кларнет – самый распространённый среди деревянных духовых инструментов – трубка с цилиндрическим каналом, клювообразным мундштуком и раструбом. До 20 и больше клапанов. По диапазону звучания и тембру похож на саксофон, но форма прямая.
Саксофон – (родина - Франция) параболическая трубка с раструбом, с клювообразным мундштуком и одинарной тростью, тембр – гнусавый, диапазон – 3,5 октав, используется в джазовых оркестрах.
Туба – из согнутых цилиндрических и конических трубок, раструба, мундштука и вентильного механизма – самый низкий по звучанию духовой инструмент.
Баритон – звучит на октаву ниже трубы.
Корнет, альт, баритон устроены одинаково и различаются размерами, формой корпуса и тембром звучания.
Валторна создана на основе охотничьего рога – длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрический ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический с педальным вентильным механизмом, мундштук. Диапазон звучания – 3 октавы, тембр – мягкий, певучий, используется в симфонических оркестрах
Труба – цилиндрическая трубка, переходящая в раструб, мундштук, вентильный механизм. Из латуни, никелируют: сольная, оркестровая.
Тромбон – длинная, цилиндрическая, дважды изогнутая трубка, диаметр 15 мм, заканчивается широким раструбом, мундштуком. Раздвижной, вентильный. Диапазон звучания – 2,5 октав.
Литавры – древний, котлообразный корпус, верх которого затянут кожей; деревянные колотушки. Из меди, латуни и алюминия.
Барабаны – корпус (кадло) и арматура (натяжные винты, ракушки, обручи, глушитель, подструнник).
Бубен – деревянная обечайка (обруч), с одной стороны – перепонка из кожи, латунные пластинки в прорезях обечайки, на внутренней стороне обечайки подвешены бубенцы, колечки.
Бонги – небольших размеров, с одной стороны кожа или пластик.
Ксилофон – из 3-4 хроматически настроенных деревянных пластин, расположенных на специальных прокладках; специальные деревянные палочки.
|
|
Вибрафон (1907 г.) – на высокой подставке (с колёсиками) расположены в два ряда в порядке фортепьянной клавиатуры, хроматически настроенные металлические пластины; палочки с войлочными или резиновыми головками.
Колокольчики – 20-25 хроматически настроенных металлических пластин, размещённых в плоском ящике в два ряда ступенями, верхний ряд соответствует чёрным клавишам, нижний – белым; два металлических или деревянных молоточка.
Колокола – 12-18 хроматически настроенные трубы-цилиндры из латуни или стали, никеля или хрома, подвешенные на металлической или деревянной рамке – стойке высотой около двух метров.
Тарелки – диски из латуни или МНЦ, в центре с кожаными ремешками.
Треугольник оркестровый – стальной прут в виде незамкнутого треугольника, подвешенного на ремешке.
Кастаньеты – испанский народный инструмент - две раковины, обращённые друг к другу вогнутой стороной и связанные шнуром.
Маракасы – кубинский инструмент, из высушенной скорлупы ореха и тыквы, круглой или овальной формы с рукояткой. Внутри мелкая дробь.
Погремушки «румба» - из древесины листвяных пород, в прорезях латунные пластины.
Электромузыкальные инструменты – инструменты, в которых электрическая энергия используется для образования и усиления сигналов звуковых частот с помощью электронных и электроакустических систем.
По виду генератора: механический (адаптеризованный инструмент), электропневматический, электронный.
По типам: стационарные, переносные.
По способу управления: клавишные, бесклавишные.
По числу голосов: одноголосные, многоголосные.
По классам: высший, 1, 2, 3, 4-ый.
Адаптерные – у которых механизм колебания вибраторов (струн, голосовых язычков, резонансных дек) преобразуются в электрические при помощи звукоснимателя (адаптера) – наиболее распространённый электромагнитный звукосниматель.
Электрогитары: акустические – не отличаются от обычных и могут использоваться с адаптером и без.
Полуакустические – дека из клееной фанеры – без адаптера (они звучат слабо, 6 струн, более узкий корпус, эстрадные, металлический струнодержатель).
Неакустические – резонансные деки отсутствуют, могут звучать только с адаптером, корпус – массивный щит, покрыт лаком.
Виды: соло, ритм, бас.
Электропневматические – звуковые колебания язычков возникают при включении электропневматической установки (создании в резонаторной камере вакуума при помощи вентилятора и электродвигателя). К ним относят: органола, пианино Дуэт
Электронные звуковые колебания вызывают электронные (помповые и проводниковые) генераторы частоты.
8.2.3 Качество музыкальных инструментов
Оценку качества осуществляют органолептическим методом – соответствие производственного исполнения, игровые возможности и качество звучания требованиям нормативных документов.
Маркировка: наименование и товарный знак предприятия–изготовителя, его подчинённость, местонахождение, модель и номер инструмента, артикул. Маркировку наносят:
- в щипковых – на дно изделия против резонаторного отверстия;
- в смычковых – на дно против эфа;
- в ударно-клавишных – на внутреннюю сторону клавиатурной крышки под пюпитром;
- в язычковых – на внутреннюю плоскость сетки или в плоскость правой деки, под сеткой или на наружной поверхности верхней планки крепления рамки – товарный знак и местонахождение предприятия;
- в духовых – на внешнюю плоскость корпуса.
Производственное исполнение: внешний вид и отделка.
Игровые свойства: лёгкость звукоизвлечения, диапазон громкости звучания, отзывчивость инструмента при тихой игре, отсутствие посторонних призвуков.
Качество звучания (акустические свойства): точность и стабильность строя, громкость и длительность звучания, тембр. Оценку качества музыкального инструмента, их аттестацию проводит экспертный совет: представитель предприятия-изготовителя, артисты, преподаватели музыкальных учебных заведений, дизайнеры, товароведы по 30-балльной шкале. Все музыкальные инструменты выпускают и продают только 1-ого сорта.
Принадлежности и запасные части: струны, струнодержатели, машинки для настройки струн, подставки, колки, сурдинки (для приглушения звука), подбородники; мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки для кларнетов и саксофонов; палочки, колотушки, футляры чехлы.