Лекция 10. Информационные системы обеспечения доставки грузов

Новые информационные технологии принесли новые возможности по организации транспортного процесса. Постоянно увеличивается количество транспортных предприятий. Ужесточается конкуренция в перевозке грузов. Что делать? Как увязать новые возможности с новыми условиями игры? Как выжить без помощи государства? Особенно остро эти вопросы встают при организации грузоперевозок в междугородном сообщении. Решение этих вопросов лежит во многих плоскостях. Но есть одна плоскость, которая позволяет существенно приблизится к их решению. Это - Информация и Единое информационное пространство, а также задача комплексной автоматизации процесса управления транспортно-информационными потоками. До настоящего времени говорить о полноценной системе комплексной автоматизации было преждевременно, но развитие информационных технологий и приход к пониманию необходимости постановки такой задачи ведет к разработке Транспортной аналитической информационной системы, как одного из основных регуляторов системы взаимоотношений между участниками транспортного процесса. Государство и рынок.

Процесс перестройки длится более 15 лет. Государственная система управления транспортными потоками была похоронена также успешно, как и все другие положительные стороны управленческой деятельности государства. Крупные предприятия в период приватизации перешли в частные руки и постепенно с каждым годом разукрупнялись. Проводимая законодательная политика государства также вела к уменьшению количества крупных транспортных предприятий и увеличению малых и средних предприятий, а также частных предпринимателей с собственными грузовыми транспортными средствами.

Хорошо это или плохо? Однозначного ответа здесь нет. Провозглашенный переход к рыночной экономике позволяет каждому предприятию самостоятельно управлять своими ресурсами без "чуткого руководства государства". Но посмотрим со стороны владельца груза. Особенно это относится к таким предприятиям, которые имеют достаточно большие объемы перевозок. Они вынуждены были наращивать собственный транспортный потенциал, который к настоящему времени существенно износился и часто не отвечает различным требованиям.

Потеря системы централизованного управления грузоперевозками потребовало от грузовладельцев самостоятельно налаживать контакты с грузополучателями, самостоятельно искать свободный подвижной состав для перевозки своих грузов, или искать посредника, который смог бы обеспечить этот процесс, что привело к возникновению большого количества частных экспедиторов.

Высокие налоги и высокие цены на перевозку грузов привели к возникновению теневого рынка грузоперевозок со своими правилами, которые подчас шли в противоречие с Законами государства.

В результате всех перестроечных мер, система управления транспортным процессом приобрела хаотический характер, который в конечном итоге привел снижению коэффициента использования подвижного состава, снижению конкурентоспособности транспортных предприятий, невозможности модернизировать имеющийся на вооружении подвижной состава или нарастить транспортный потенциал, нерентабельности транспортных возможностей грузовладельцев из-за возникших высоких накладных расходов, снижению доли российских автоперевозчиков на собственном рынке.

Новые возможности управления.

Рынок со своим реактивным характером привел также к положительным факторам. Пришли новые информационные технологии, которые позволили существенно увеличить скорость передачи и обработки информации. Но быстрое появление новых информационных технологий не позволило также быстро перестроиться руководителям транспортных предприятий к изменившимся правилам игры управления транспортными потоками. Государство также как и большинство транспортных предприятий оказалось настолько инертным, что до сих пор не выработало механизмов использования новых возможностей. Это все привело к возникновению самопальных информационных систем, призванных управлять транспортно-информационными потоками.

Основными владельцами таких ресурсов стали экспедиторские компании, которые первыми осознали преимущества новых информационных технологий. Тем не менее, эти компании не имеют достаточного количества профессиональных специалистов в области обработки информации и построения информационных систем. Это заметно по тем системам, которые на сегодня представлены в российском Интернете. Попробуйте дать запрос в любой поисковой системе рунета (российского Интернета) - "Электронная транспортная биржа". В результате вы получите порядка 450 ссылок на Интернет-сайты компаний, предлагающих такую возможность. Но, если внимательно вглядеться в возможности этих "бирж", то нетрудно заметить, что это не что иное, как "фонарный столб", на котором расклеивают объявления.

Проведенный анализ этих сайтов показывает, что из каждых 100 Интернет-сайтов, посвященных управлению транспортно-информационными потоками, только 2-3 сайта реально предлагают более-менее существенные услуги и регулярно обновляются. Остальные сайты либо являются уже "умершими" ресурсами, либо функционируют в минимальном режиме предоставляемых функции, постепенно "умирая". Из проанализированных в рунете более 1000 сайтов специалистами были найдены не более 10 сайтов, которые в какой-то мере могут отвечать требованиям систем управления транспортно-информационными потоками. Но основными участниками этих электронных бирж, как правило, являются сами компании-владельцы этих ресурсов.

Посмотрим на проблему новых информационных технологий с другой стороны. Многие транспортные организации и грузовладельцы желали бы знать: где находится транспорт и груз в период его движения. Причем предприятия-владельцы транспорта и груза, хотели бы знать эту информацию в любой момент времени, к тому же иметь возможность передавать информацию водителю и получать от него данные. Внимательно проанализировав рынок нетрудно заметить, что есть компании, предоставляющие возможности отслеживания подвижного состава и грузов путем использования различного навигационного оборудования.

Но, посмотрев на цены этих приемо-передающих устройств, монтируемых на автомашину, большинство владельцев транспортных средств и грузовладельцев тут же отказываются от использования этого оборудования. Так, оборудование, предоставляемое компанией "Комбеллга", по источникам с официального сайта, стоит порядка 3500-4500 долларов США за одно устройство. Навигационное оборудование петербуржских разработчиков составляет около 1000 долларов США. Сегодня транспортные предприятия не готовы платить такие средства, что является очень большим препятствием для широкого внедрения этих систем.

И, наконец, всем известно утверждение - "Реклама - двигатель торговли". Но встает вопрос: почему транспортные предприятия настолько плохо используют это механизм привлечения клиентов? В ответ можно услышать, что реклама - это очень дорогое удовольствие. Совершенно верно, но, если смотреть на стандартные механизмы рекламной деятельности: средства массовой информации и печатная продукция. Тем не менее, есть менее дорогой механизм рекламы, который будет работать на предприятие столько, сколько вы захотите без дополнительных вложений. Этот механизм - собственный Интернет-сайт с описанием возможностей предприятия и дополнительной информации. А распространение сети Интернет позволяет увидеть информацию о предприятии во всем мире, причем регистрация в поисковой системе Интернета абсолютно бесплатно.

Особенно этот механизм рекламы полезен при междугородних перевозках, когда сложно разрекламировать предприятие на всей территории, где ведет свою деятельность предприятие. Но стоимость создания простейшего сайта профессиональными специалистами достаточно высока и составляет порядка 500-700 долларов США, а иногда достигает суммы в несколько тысяч долларов США. Для многих транспортных предприятий это неподъемная ноша.

На помощь в создании информационных Интернет-сайтов может прийти универсальная технология создания профессионального Интернет-сайта транспортной компании в режиме реального времени.

В чем преимущества этой технологии? Во-первых, разработка сайта осуществляется все-таки людьми, а не безадресной программой, что позволяет заказчику лично взаимодействовать с разработчиком. На первый взгляд кажется, что нет никакого отличия от стандартной технологии разработки Интернет-сайтов, но это не так. Разработчики вступают в действие, когда это только необходимо для доведения сайта до нужного уровня.

Во-вторых, формирование дизайна и функциональность сайта формируется самим заказчиком в режиме реального времени со своего компьютера в течение нескольких минут. Достаточно только выбрать основные элементы из предоставленных каталогов.

В-третьих, разработка Интернет-сайта осуществляется за несколько дней, в то время, как стандартная технология разработки сайта предполагает срок в несколько недель, к тому же часто получается таким образом, что заказчик сайта до момента получения готового сайта не видит, что он получит.

В-четвертых, низкая трудоемкость разработки сайта, интерактивность в разработке позволяет существенно снизить цену сайта до 200-300 долларов США. Тем не менее, стоит сказать, что набор функций, которые необходимо подключить в функциональную часть сайта, может существенно повысить стоимость разработки сайта, но стоимость даже при этом будет существенно ниже, чем разработка профессионального сайта по стандартной технологии.

Что в результате получит заказчик такого сайта? Он получит некий механизм функционирования Интернет-ресурса, которые сможет наполнить через соответствующий механизм наполнения сайта, причем опять же в реальном режиме времени. Стоит отметить, что все механизмы, которые используются в функционирования сайтов, также имеют универсальность, что позволяет без лишних трудовых затрат добавлять новые функции в сайты и, тем самым, существенно снизить затраты на разработку, а, следовательно, и конечную стоимость сайта.

Использование Интернет-систем позволяет не только проводить рекламную деятельность без больших затрат, но и управлять транспортно-информационными потоками своего предприятия. Понимая проблемы транспортных предприятий, в сайты должны быть включены функции, свойственные транспортным предприятиям. Например, при организации грузоперевозки сегодня очень часто встает проблема поиска груза для обратной загрузки. Можно зарегистрироваться в системах, предоставляющих услуги по регистрации свободного транспорта и груза, и через системы поиска найти возможные загрузки. Можно внедрить в собственный сайт функцию регистрации свободных грузов. И тот, и другой вариант требует дополнительных финансовых вложений. И здесь опять на помощь приходит механизм комплексного решения задачи.

В чем же заключается "рациональная система управления грузоперевозками"? А рациональность видится в оперативности обмена информацией на всех уровнях.

Рыночные отношение и полное отсутствие государственного регулирования приводит к хаосу в управлении транспортными потоками и снижению конкурентоспособности транспортных и транспортно-экспедиторских компаний. Поэтому специалистами и учеными разрабатывается рациональная система управления грузоперевозками автомобильным транспортом при междугородном сообщении, причем эта система позволяет управлять перевозками также и в международном сообщении.

В круг задач этой системы, в частности, включаются следующие:

организация Единого информационного пространства с данными об участниках перевозок, инфраструктуре дорог, услугах, реализуемых при грузоперевозках;

организация электронной системы загрузки подвижного состава и поиска транспорта для грузов, требующих транспортировки;

организация решения сложных логистических задач по разработке оптимальных маршрутов, оптимальной загрузки транспорта, расчета оптимальной стоимости и многие другие;

организация электронной системы конкурсного отбора участников перевозки с целью обеспечения оптимальной стоимости;

организация системы диспетчерского обслуживания с возможностью взаимодействия с участниками грузоперевозок в реальном режиме времени и оказания оперативной помощи при перевозке;

организация системы взаимодействия участников перевозок в реальном режиме времени;

организация системы единого финансового обслуживания;

организация системы рейтинговых оценок предприятий, как элемента регулирования взаимодействия предприятий.

Список функций рациональной системы можно продолжать достаточно долго, поскольку он включает в себя взаимодействие с различными структурами, как государственными, так и коммерческими. Но это отдельная тема разговора.

Таким образом, рыночные отношения, пришедшие на смену централизованному государственному управлению, и развитие новых информационных технологий привели к необходимости изменения правил игры на транспорте и построению новых отношений между участниками грузоперевозок.

Главным элементом в организации системы управления грузопотоками сегодня является технология использования систем, ориентированных на Интернет. Эти системы позволяют регулировать взаимоотношения между предприятиями, которые участвуют в процессе грузоперевозки, позволяют проводить рекламу с меньшими затратами через разработку недорогих Интернет-сайтов, позволяют регулировать сам процесс грузоперевозки через систему диспетчерского обслуживания, позволяют экономить финансовые ресурсы через единую систему финансового сервиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: