Финансово-правовые отношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.
Финансово-правовые отношения возникают на основе норм права и служат формой связи между участниками отношений и охраняются принудительной силой государства.
Особенности финансово-правовых отношений следующие:
1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и местных органов власти и управления, т. е. планового использования и мобилизации денежных фондов;
2) являются разновидностью имущественных отношений;
3) представляют собой форму реализации публичных интересов;
4) одним из участников финансово-правовых отношений всегда является государство в лице уполномоченного им органа;
5) всегда возникают по поводу денег, поступающих в доход государства или расходуемых им;
6) субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в нормативно-правовых актах и не могут устанавливаться соглашением сторон.
Для финансово-правовых отношений должны быть налицо все рассмотренные выше черты в комплексе.
Классифицировать финансовые правовые отношения можно по следующим основаниям:
1) в зависимости от структуры системы финансового права:
· бюджетные правоотношения;
· налоговые правоотношения;
· неналоговые правоотношения;
· правоотношения в области финансового контроля;
· финансовые правоотношения в области государственного кредита;
· финансовые правоотношения в области страхования;
· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
· валютные правоотношения;
2) в зависимости от объекта правового регулирования:
· материальные правоотношения, через которые реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов;
· процессуальные правоотношения, через которые выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Они осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий (порядок составления, утверждения, исполнения проекта бюджета);
3) в зависимости от сроков и времени действия:
· перманентные (постоянно возникающие);
· срочные;
4) по субъектному составу:
· между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами в лице соответствующих государственных органов (возникают в связи с распределением средств республиканского бюджета);
· между финансово-кредитными и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу выполнения финансовых обязательств перед государством или расходования государственных денежных средств;
· между организациями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов, а также свободных средств организации;
· между финансово-кредитными организациями и организациями по поводу образования и распределения кредитных ресурсов.