Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего это нужно?
Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.
Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.
В заключение методического раздела выделим его ключевые понятия:
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ
НАУЧНЫЙ ФАКТ
ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ГИПОТЕЗА
СПЛОШНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
ОПРОС
ИНТЕРВЬЮЕР
АНКЕТИРОВАНИЕ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
ИНТЕРВЬЮ
РЕСПОНДЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Литература
1. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — М., 1987.
2. Современная западная социология. Словарь. — М., 1990.
3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.
4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
5. Фролов С. С. Социология. — М., 1994.
6. Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач. XX вв.-М., 1994.
7. Основы социологии. — М., 1993.
8. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ