21 октября 1945 г. были проведены первые послевоенные выборы в Учредительное собрание. ФКП завоевала в нём 152 места, Социалистическая партия – 142, и 141 место - Народно-республиканское движение, объединившее все правые силы.
Победа «левых» в этом собрании была обусловлена их активной борьбой в сопротивлении. Это «левое» собрание выработало «левую» конституцию, которая была вынесена на референдум. 5 мая 1946 г. 10,6 млн. французов проголосовало против неё, 9,4 млн. – за.
Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Теперь в нём преобладали правые. Проект новой Конституции был разработан и принят в сентябре 1946 г. Затем нация дважды проголосовала за новую Конституцию на референдумах 13 октября и 13 декабря 1946 г. 24 декабря 1946 г. эта Конституция вступила в силу после опубликования. Начался период Четвёртой республики.
Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов. В преамбулеКонституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы и должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Обеспечивалось бесплатное образование всех ступеней. Конституция предусматривала возможность национализации.
|
|
Франция, согласно Конституции, должна была представлять собой парламентскую республику.
Парламент состоял из двух палат: Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Нижняя палата - Национальное собрание (627 депутатов) - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов.
Совет республики (320 членов) избирался коммунами и департаментами.Он получилправо рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием,имеяправо отлагательного вето.
Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на 7 лет с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов.
Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом.
|
|
Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку.
В случае, если в течение 18 месяцев пройдут две отставки правительства предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание.
Национальное собрание избирало такжеВерховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет.
Принципиально новым учреждением был Конституционный комитет, который образовывал президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции — правда, без властных и реальных судебных полномочий.
Депутаты образовывали особое Собрание Французского народа в количестве 240 человек и Экономический совет для управления всеми колониями Франции.
Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты:
1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.
2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате - Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование.
3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.
4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.
Тогда во Франции противником этого строя был один де Голль. Он по-солдатски сравнивал Четвертую республику с «писанием против ветра». 12 лет существования этой республики не принесли Франции стабильности: парламент переизбирался трижды, сменилось два президента и 22 правительства. В итоге республика впала в «алжирский кризис».