Тип объяс-нения | Теория | Основная идея |
Биоло-гичес-кое | Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо) | "Криминальный тип" есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный. |
Строение тела (Шелдон) | Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело). | |
Психо-логи-ческое | Психоаналити-ческая теория (Фрейд) | К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации. |
Социо-логиче-ское | Аномия (Дюркгейм) | Девиация, в т.ч. самоубийства, происходят вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей. |
Аномия (Мертон) | Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами. | |
Социальная дезорганизация | Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми. | |
Теория стигматизации (клеймения) | Индивид превращается в преступника потому, что общество "навязывает" ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. | |
Культурологи-ческие теории | Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ. | |
Теория дифференци-альной связи (Сатерленд) | Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах. |
Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, т.к. выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия - такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные (определение Э. Дюркгейма).