Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует дать определение отражению. В живой природе генетически первой формой отражения является раздражимость. Далее следуют чувствительность и психика высших животных. Нужно показать специфические особенности каждой из них. Если психика присуща животным и человеку, то сознание - только человеку. Студент должен дать определение сознания. Можно воспользоваться определением, данным А.Г. Спиркиным в его учебнике (Философия., М., 1998, С. 383). Чтобы четко увидеть различие психики животных и сознания человека, надо подробно охарактеризовать каждое из них. Это может пролить определенный свет на возникновение человека. Заслуживает внимания мышление или интеллект животных. Можно привести много примеров на этот счет. Однако мышление животных не выходит за рамки наглядно-образного или наглядно-действенного мышления. В тех же рамках осуществляется орудийная деятельность животных. Как отмечал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев, «...применение «орудий» не формирует у животных новых двигательных операций, оно само подчиняется тем естественным, инстинктивным в своей основе движениям, в систему которых оно включается». (См. Проблемы развития психики. М., 1972, С. 410). Язык животных не выходит за рамки конкретных представлений их жизнедеятельности.
Если подытожить рассмотрение психики животных, то обнаруживаются предпосылки появления сознания человека. В середине ХIХ века Ч. Дарвин стал разрабатывать принцип естественного отбора для объяснения эволюции растительного и животного миров. В 1871 году он опубликовал знаменитую свою работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. По тем временам эта книга оказала революционное воздействие на умы людей. Казалось, что дальнейшее развитие науки только усилит аргументы в пользу этой смелой гипотезы. Но, увы, современная наука рождает больше вопросов, чем дает ответов. Студенту неплохо знать аргументы палеонтологического, антропопалеографического, генетического характера, которые увеличивают количество не проясненных вопросов концепции эволюции человека.
Однако другой концепции происхождения человека, которая бы была близко научному подходу, пока нет. Поэтому будем придерживаться этой и считать психику животных предпосылкой возникновения человеческого сознания. Здесь необходимо отметить качественное преобразование наглядно-образного мышления, инстинктивной орудийной деятельности и языка животных в компоненты человеческого сознания. В результате совместной трудовой деятельности люди постепенно стали вычленять абстрактные свойства действительности, которые нуждались в особом носителе - слове. Язык подталкивает к дальнейшему развитию мышления, так как в нем открываются дополнительные смысловые значения. Трудовая деятельность наполнялась орудийным содержанием, что способствовало удовлетворению насущных потребностей. Каждая удовлетворенная потребность рождала веер новых потребностей, требующих более совершенных орудий, новых знаний закономерностей мира. Мышление, труд и язык являются неотъемлемыми сторонами единого процесса формирования человеческого сознания.
Студент должен иметь четкое представление о структуре сознания. Можно в качестве примера воспользоваться схемой, приведенной в учебнике П.В. Алексеева, А.В. Панина (Философия: Учебник для ВУЗов. М,.2006, С. 157-161). Особого разговора заслуживает проблема бессознательного. Надо знать структуру психики человека по 3. Фрейду. Желательно показать отход от ортодоксального фрейдизма в работах А. Адлера, К.Г. Юнга. Иметь представление о коллективном бессознательном Юнга. Заслуживает внимания идеи Э. Фромма о бессознательных экзистенциальных потребностях человека.
Современная компьютерная технология вторгается в сферу моделирования человеческого интеллекта. Встает проблема искусственного интеллекта. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над вопросом о специфических особенностях человеческого и машинного мышления.