В 80-е годы начался переход от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появились стандарты ИСО 9000 1987 г., оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
В TQM существенно возрастает роль мотивации и обучения персонала. В лучших компаниях мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников — трудоголики. Начинает развиваться самомотивация.
Обучение, которое становится тотальным и непрерывным, сопровождает работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно
изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п. Обучение, таким образом, становится частью мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.
|
|
Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9001. В результате характер их взаимоотношений стал более открытым и доверительным.
Предприятия-потребители стали все более активно использовать методы оценки поставщиков, публиковать их рейтинги, стремиться работать только с одним поставщиком данного вида продукции (естественно, самым лучшим).