Анализ многочисленных публикаций явно свидетельствует о постепенной смене образовательных парадигм: от парадигмы обучения идет интенсивный переход к парадигме образования. С этих позиций становится правомерным говорить об образовании личности в процессе создания нового знания. Отмеченные тенденции открывают возможности превращения образования из стабилизирующего, ригидного, консервативного института в социальный институт производства нового социального опыта, новых решений, форм поведения и нравственных принципов. Образование становится ведущим фактором развития интеллектуального и социокультурного потенциала общества, механизмом наследования и воспроизводства основных достижений науки, культуры, ценностей человечества, способом развития определенных уровней образовательных цензов каждого индивида.
Проблема повышения качества социального образования является достаточно сложной задачей, важность решения которой возрастает, если говорить о реальной гуманизации социальных отношений и гуманистической переориентации образования, которое должно, сохранив профессиональную подготовку, гуманизировав ее, обозначить каждому специалисту социокультурный и социально-экономический контекст его жизнедеятельности, роль в формировании жизненных сил и жизненного пространства современников и ближайших поколений.
|
|
Наиболее существенная часть профессиональной подготовки специалиста социальной сферы – антропологическая подготовка, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования антропологической готовности к профессиональной деятельности и обладающая интегрирующим свойством по отношению к профессиональной подготовке. Интегрирующее свойство, присущее антропологической подготовке, позволяет ее квалифицировать как систему, объединяющую и связывающую основные человековедческие знания и навыки, приобретаемые будущими специалистами при изучении соответствующих дисциплин учебного плана.
Фундаментализация образования – это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант.
Фундаментализация профессионального образования специалистов социальной сферы является непрерывным процессом как в институциональном измерении, так и на личностном уровне.
Фундаментальность знаний специалиста социальной сферы не сводится к фундаментальности естественнонаучных знаний, так как «слой» фундаментального знания имеется во всех циклах дисциплин, образующих содержание их профессиональной подготовки.
|
|
Фундаментализация образования является базой для формирования общей и профессиональной культуры, преодоления адаптационных барьеров на пути к смене трудовых функций.
Раздел 3.Социальная работа как область социального образования
Глава 6. Компетентностно-ориентированная подготовка специалистов социальной сферы
Цели и задачи изучения темы:
Цель: сформировать представления об особенностях применения компетентностного и культуроцентрического подходов в проектировании и реализации основных образовательных программ в рамках ФГОС ВПО.
Задачи:познакомить будущих специалистов с принципами проектирования системы подготовки специалистов социальной сферы, формирования содержания образования социальных работников, критериями и показателями качества социального образования, концептуальными основаниями и отличительными чертами ФГОС ВПО в области социального образования; способствовать овладению основами проектирования модели подготовки кадров для социальной работы.