Тема: бюджетное право

Бюджет - ядро финансово-кредитной системы РБ. Бюджет - централизованный в масштабах государства (субъекта Федерации, АТЕ) денежный фонд общего назначения, распоряжение и использование которого осуществляется от имени государства (субъекта Федерации, АТЕ) уполномоченными госорганами и органами самоуправления. Бюджет (экономический аспект) - система денежных отношений, которые складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства. Бюджет (политический аспект) - годовой план управления государством, предложенный исполнительной властью и утверждённый законодательной. В некоторых странах отклонение Парламентом законопроекта о бюджете считается вотумом недоверия Правительству (в ITA Правительство подаёт в отставку, RUS - в 2-х недельный срок принять новый законопроект, иначе может быть вотум недоверия). Бюджет (формально-юридический смысл) - НПА, имеющий силу закона, принимаемый в особом порядке и действующий в течение года. Бюджет (материально-юридический аспект) - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов государства, субъектов Федерации, АТЕ.

Признаки бюджета: публичность (принимается государством в ходе особой публичной процедуры), универсальность (финансовые ресурсы в бюджете должны быть предназначены для финансирования всех функций государства), специализация (имеют спецназначение: каждый рубль расписан на какое-то назначение в определённых целях), основной финансовый план. Бюджетное право - подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с бюджетным устройством, порядком разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также разработкой, утверждением и исполнением бюджета.

Предмет бюджетного права - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении и рассмотрении и утверждении республиканского и местного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, их исполнения, а также составления, рассмотрения и утверждения отчёта об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществления заимствований в бюджет, межбюджетные отношения в осуществлении контроля за исполнением бюджета и применением ответственности за нарушение бюджетного законодательства (норм).

Особенности бюджетных отношений: правами в них обладают лишь публично-правовые образования, у всех остальных - лишь обязанности; эти отношения ограничены во времени; имеют циклический характер.

Источники: Конституция; Кодекс Бюджетный; Закон О бюджете ежегодный; Указы Президента (Президент может изменять Закон О Бюджете, что делал неоднократно); Постановления Совета Министров; Постановления Национального Банка; Постановления Минфина; иным министерствам запрещено принимать такие акты, но при необходимости они принимают акты совместно с Минфином; решения Местных Советов О Бюджете; решения Местных исполнительных органов; включение норм БП в иные акты запрещается; верховенство международных договоров.

Бюджетное устройство - способ организации бюджетной системы и принципы её построения.

Бюджетная система РБ - основанная на экономических отношениях, госустройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и порядок взаимодействия между ними: республиканский бюджет и местные бюджеты.

Чрезвычайный бюджет - особый финансовый план расходов и доходов, устанавливаемый на основании Указа Президента РБ о введении чрезвычайного положения и действующий в пределах установленных сроков. Чрезвычайный бюджет может не совпадать с финансовым годом; он как правило территориально ограничен.

Принципы бюджетной системы: единство бюджетной системы; бюджеты исполняются в одной денежной единице; единый бюджетный процесс; единая бюджетная классификация; единство бюджетной отчётности; принцип полноты бюджета (все доходы и расходы бюджета, определённые законодательством, подлежат отражению в бюджете: в БК перечислены все доходы и расходы); принцип сбалансированности (объём расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов и средств, получаемых из источников финансирования); принцип гласности (открытость для общества всех процедур бюджетного процесса); принцип самостоятельности бюджета (относительной самостоятельности: наличие у каждого бюджета собственной системы доходов); принцип эффективности использования бюджетных средств; принцип общего (совокупного) покрытия расходов (расходы госцелевых бюджетных фондов; целевые средства; госзаймы; добровольные взносы (пожертвования); средства фондов; средства бюджетов, полученных по международным договорам; средства бюджета за пределами РБ; Президент может установить иные ситуации); принцип достоверности. Бюджетная система должна быть сбалансированной.

Методы бюджетного регулирования - совокупность мер по обеспечению сбалансированности как одного отдельно взятого бюджета, так и бюджетной системы в целом: определение показателей; формирование резервных фондов.

Дефицит бюджета - сумма расходов превышает доходы бюджета.

Консолидированный бюджет - бюджет, включающий бюджеты областей и города Минска.

Целевые бюджетные и резервные фонды - относительно обособленные в масштабах бюджета денежные ресурсы, имеющие свои источники формирования, определённый порядок и цель использования. Расходоваться их средства могут на финансирование некоторых программ и на погашение задолженностей. За счёт резервных фондов Правительства происходит финансирование при чрезвычайных обстоятельствах. Парламент не может образовать такие фонды. Общий размер всех резервных фондов республиканского бюджета не может превышать 2% от доходов бюджета, и это без учёта безвозмездных поступлений.

Принципы: распределение и закрепление расходов бюджета; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Разграничение расходов и доходов - распределение расходов, а также регулирующих доходов по уровню бюджетного обеспечения. Регулирующие доходы - бюджетные доходы, подлежащие ежегодному распределению между уровнями бюджетной системы на основании Закона О Бюджете на соответствующий год или решений Местных Советов.

Межбюджетные трансферты - выделение средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджеты иного уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего нижестоящему бюджету… Обратная дотация - в случае превышения прогнозного объёма доходов над объёмом расходов.

Средства, предоставляемые бюджету любого уровня бюджетной системы на осуществление определённых целевых расходов.

Иные трансферты - средства, передаваемые из бюджета одного уровня бюджету иного уровня бюджетной системы в случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета.

Бюджетный кредит - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканских государственных внебюджетных фондов или из бюджета государственного внебюджетного фонда на возвратной основе. Бюджетный кредит предоставляется на основе договора. Действует он с момента заключения до возврата в бюджет суммы бюджетного кредита и уплаты процента за пользование денежной суммой. Стороны договора: Минфин (вышестоящие финансовые органы) и нижестоящие финансовые органы. Процент за пользование этим кредитом определяется Законом О Бюджете. Цели кредита: финансирование инвестпроектов (до 5 лет).

Ответственность: ст.11.16 КоАП (незаконное получение юрлицами и ИП средств бюджета (вследствие предоставления недостоверной информации, подложных документов, сведений о состоянии юрлиц, ИП, которые явились основанием выделения бюджетных средств и так далее - до 20 б.в. на физлицо, а на ИП или организацию - размер средств) и нецелевое и/или незаконное использование бюджетных средств (нарушение порядка использования этих средств - штраф ИП/юрлицо - 100% суммы кредита) - эти штрафы не применяются к казённым предприятиям). БК установил бюджетную ответственность. Основание - бюджетное правонарушение (неисполнение/ненадлежащее исполнение бюджетного законодательства о составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении бюджета, а также требований законодательства при получении бюджетных сумм, займов и иных средств, влекущие применение к правонарушителю мер принуждения в соответствии с актами бюджетного законодательства). Субъекты: получатели бюджетных средств и те, кто даёт (юрлица, их обособленные подразделения, ИП и госорганы). Применяется ответственность 2 группами органов (Минфин и его территориальные органы или органы КГК). Меры бюджетной ответственности - ст.134 БК (приостановление/ограничение, взыскание бюджетных средств, приостановление расчётов по банковским счетам (кроме операций выплат в бюджет - налоги), начисление взысканий). Составы - стст.135-145 БК (незаконное получение, использование бюджетных средств и так далее). Не всегда применяется и административная, и бюджетная ответственность. Взыскивается на основании решений Минфина и органов КГК. Подписывается руководителем соответствующего органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: