Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)

Цель управления ДЗ: оптимизация величины ДЗ и улучшение ее структуры, а с другой стороны – это воздействие на спрос через кредитную политику (т.е. политику предоставления отсрочки).

структура ДЗ:

1. по элементам: покупателей и заказчиков, авансы выданные и прочая ДЗ

2. по срокам: долгосрочная, краткосрочная

3. по возможности взыскания: надежная, сомнительная (просроченная и необеспеченная), безнадежная (нулевая вероятность возврата)

4. по своевременности возврата: нормальная, просроченная

5. в соответствии с АВС моделью

Способы контроля ДЗ:

- контроль за оборачиваемостью затрат (Коб=В/ДЗ);

- контроль за структурой ДЗ по срокам возникновения(при сниж выручки растет доля долгоср. ДЗ);

- контроль за ДЗ на основе ведомости непогаш остатков (расчет уд.веса непог остатка);

- контроль за структурой выручки по срокам ее оплаты

Кредитная политика – свод мер и правил, формализующих порядок предоставления коммерческого кредита своим контрагентам

Кредитная политика может быть двух видов:

1. Жёсткая (предоставление минимальной отсрочки, свидетельствует об устойчивом рыночном положении организации и отсутствии необходимости стимулировать сбыт).

+ мин затраты на фин-е, мин потери от списания ДЗ, мин потери по обсл. ДЗ

– препятствует рост объема рал-ции, невозм. созд-е резерва по сомн долгам)

2. Либеральная (предоставление значительной отсрочки свидетельствует о не загруженности производственных мощностей и необходимости увеличивать конкурентоспособность продукции;

+ приводит к росту объёма реализации, возможности создавать резервы по сомнительным долгам,

– росту затрат на финансирование, росту налоговых обязательств, росту безнадёжных долгов).

При разработке кредитной политике необходимо:

1. Установить клиентов, которым предоставляется отсрочка, это должны быть самые надёжные клиенты.

2. Проанализировать лимит задолженности.

3. Проанализировать срок предоставления отсрочки.

4. Прирост объёма реализации.

Опр-е типа кред политики:

1. Средний срок ДЗ покупателей и заказчиков > 1-2 мес – либер п-ка

2. отсутствие полученных авансов – признак либер пол-ки

3. наличие просроченной задолженности >5% от суммарной ДЗ - признак либер пол-ки (сейчас такой инфы в фин отчетности нет)

4. Наличие долгосрочной ДЗ – признак либер пол-ки

5. Доля убытков от списания > 1% признак либер пол-ки

6. Списанная в убыток ДЗ (справка форма№1) > 1% признак либер пол-ки

7. превышение Тпр ДЗ пок и зак. над Тпр В – признак либер пол-ки

8. наличие резервов по сомн долгам – признак либер пол-ки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: