Социальная типология личности

Тип личности – идеальный образ, введенный социологами искусственно в целях классификации индивидов и систематизации знаний. Типы личности используются для изучения и описания индивидов.

Существует множество различных типологий личности в социологии. Среди них типология Эрика Фромма, Макса Вебера, Карла Маркса и др. Основой данных типологий могут быть:

1) преобладающие социальные установки личности;

2) принадлежность к определенной социальной группе, классу (К. Маркс);

3) национальная принадлежность;

4) степень рациональности социального действия (М. Вебер);

5) принадлежность к зодиакальным знакам;

6) система ценностей личности;

7) активность личности (Э. Фромм);

8) количество энергии (Л. Н. Гумилев).

Рассмотрим некоторые способы типологий:

1) по виду социальных установок личности разделяют на шесть групп: теоретический тип, целью которого является изучение и познание окружающего мира; экономический, стремящийся к собственному материальному обогащению; политический, стремящийся к получению возможности управлять людьми; социальный; эстетический; религиозный;

2) по классовой и групповой принадлежности выделяются следующие типы личности: студенты, интеллигенция, рабочие, военнослужащие, пенсионеры и др.

По виду преобладающих ценностей различают следующие типы:

1) реалист – личность с особо развитым чувством долга, дисциплинирован, держит себя и ситуацию под контролем;

2) идеалист–личность, вырабатывающая собственные систему ценностей, идеалы, отрицательно относящийся к авторитетам;

3) традиционалист – человек, привыкший выполнять поручения, не креативен;

4) фрустрированный тип – личность с заниженной самооценкой, всегда считающий себя лишним;

5) годенист – личность, основной целью которой является удовлетворение сиюминутных потребностей, получение собственного удовольствия. - В данной типологии выделяются: рецептивный тип – пассивная личность; эксплуататорский, рыночный и накопительный. Л. Гумилев выделяет несколько типов личностей: «активный», энергия которого примерно равна затратам на осуществление задуманного; «пассивный», обладающий «лишней» энергией, которую он тратит для достижения высших целей; «субпассивный» – человек с недостатком энергии.

Также социологи разделяют личности на следующие типы: базисный, идеальный и модальный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: