Пути и средства предупреждения и разрешения социальных конфликтов

Предвидение возможных вариантов развития событий создаёт условия для результативного управления ими.

Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий. Основными методологическими принципами управления конфликтами выступают принцип компетенции и принцип сотрудничества и компромисса.

Важным принципом управления конфликтом принцип компетентности. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.

Регулирование конфликта требует соблюдения сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной.

Управление конфликтом – это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения.

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение, пресечение, гашение, преодоление, устранение.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует боле эффективному её разрешению.

Важным способом управления конфликтами являются их профилактика. Профилактика конфликта заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая включает или сводит к минимуму вероятность конфликтов. Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле. Предупредить конфликты гораздо проще, чем разрешать.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники-руководители организаций.

Для этого работа должна проводиться по следующим направлениям:

• создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтов;

• оптимизация организационно-управленческих условий деятельности организации;

• устранение социально-психологических причин конфликтов;

• нейтрализация личностных причин возникновения конфликтов.

Для предупреждения конфликта важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития конструктивного решения.

Рассмотрим способы и приёмы конструктивного предупреждения конфликта:

• Умение определить, что общение стало предконфликтным, вернуть нормальное взаимодействие, а не идти на конфликт;

• Умение понимать партнёра по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнёром его мотивы правильно поняты;

• Терпимость к инакомыслию;

• Забота о снижении относительно устойчивой тревожности и агрессивности;

• Управлять своим текущим психологическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении;

• В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путём сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;

• В ходе общения с партнёром желательно хотя бы изредка улыбаться;

• Не нужно ждать от окружающих слишком много;

• Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнёре по общению.

• Развивайте свою конфликтоустойчивость;

• Не забывайте о чувстве юмора.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Прекращение конфликтного взаимодействия главное условие разрешения конфликта. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двухсторонним процессом и предусматривает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.

Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности. Главное – снизить интенсивность негативных эмоций, перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединить усилия. Этому способствует:

• Критический анализ собственной позиции и действий.

• Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента.

• Стремление понять интересы другого. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширяет представление об оппоненте, сделает его более объективным.

• Выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента.

Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп.

В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение видеть главное способствует успешному поиску разрешения конфликта.

Необходимо выбрать оптимальную стратегию разрешения конфликта, с учётом факторов, оказывающих влияние на этот процесс:

• время;

• третья сторона;

• своевременность;

• равновесие сил;

• культура оппонентов;

• единство целей;

• опыт;

• уровень отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: