Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики.
Цель непрерывное педагогическое образования, готовить кадры для непрерывно развивающейся системы образования.
Система педагогического образования России представляет собой:
– совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
– сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
– федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.
В настоящее время, по данным Минобразования России, система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза. 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации.
|
|
Система непрерывного педагогического образования включает три этапа.
I. Этап допрофессиональной подготовки.
На формирование у учащихся интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебный предмет. Школа проводит и специальную ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию, организует для них факультативные и специальные курсы по введению в психологию и педагогику, создает специализированные классы по педагогике. Школа не дает профессиональную подготовку Ее задача — выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать осознанные мотивы для выбора профессии педагога познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.
|
|
II этап — Этап профессионального образования. Систематическую профессиональную педагогическую подготовку студенты получают в средней специальной или высшей школе: педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический университет (институт) и др. вузы
III этап— Этап последипломного совершенствования. Включает.
Первые год работы — это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию. К молодому учителю официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей.
В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование учителя связано с необходимостью обновления профессиональных знаний, умений, навыков, совершенствование профессионального мастерства. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних знаний и интенсивно растущим потоком новой информации, развитием системы образования.
Совершенствуя свое мастерство, педагоги занимаются на курсах, в институте повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации в вузах; стажируются в других образовательных учреждениях; участвуют в методической работе в своем учреждении; занимаются самообразованием, исследовательской работой; учатся в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, разрабатывает методические рекомендации и пособия.