Римский период (I в. до н.э. – V в.) приходится на время возвышения Рима в античном мире. Доминирующей культурой Рима этого периода становится культура греческой цивилизации, а философия римлян исходит из греческих традиций. Римская культура впитывает в себя не только греческое наследие, но и новизну варварского быта. Римская империя порождает тенденции в культуре и философском мышлении. С середины II в. до н.э. в римской философии формируются перенесенные из Греции направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм и неоплатонизм.
1. Стоицизм
Стоицизм – наиболее популярное и широко распространенное философское течение, представленное такими известными именами, как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм является едва ли не единственной школой, которая в римскую эпоху обрела творческую новизну и определенность.
Луций Анней Сенека
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
Будем же всегда помнить, что мы рождены
для общества, а наше общество – это каменный свод,
|
|
который только потому не падает, что камни…,
поддерживая друг друга, … крепко держат свод.
Луций Анней Сенека[183] (5г. до н.э. – 65 г.) – философ, поэт, государственный деятель. Воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. В философии – стоик, склонный к эклектизму.
В онтологии Сенека придерживался традиционного пантеизма. Бог присущ всему бытию как носитель разумного в природе и человеке, как провидение в их истории. В природе находится первопричина нравственности: "Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям". Поэтому жить счастливо – значит жить в согласии с природой, подчиняясь необходимости, судьбе, добиваясь невозмутимости и спокойствия духа (атараксии).
Стоическая этика всегда определялась высоким духом человека. Она – результат интеллектуализма и просвещения. Сенека дополняет стоическую концепцию этики волей как самостоятельной способностью души. Моральным фундаментом души выступает совесть, моральная интуиция и чувство любви как главный судья в нравственных коллизиях. Этика Сенеки широко использовалась отцами церкви в выработке христианской идеологии.
Сенека, один из немногих стоиков, однозначно выступал против института рабства, имущественных и социальных различий. Благородство и достоинство души не наследуется, а формируется в неустанном самосовершенствовании.