Михаил Александрович Бакунин

За нами наша животность, впереди –

наша человечность; только свет человечности

может нас согревать и освещать, может

эмансипировать нас, сделать нас достойными,

свободными, счастливыми и осуществить

братство между нами.

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) – философ-революционер, один из основателей русского народничества, теоретик анархизма. Основные сочинения: "О философии" (1839 – 1840), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке" (1870 – 1871), "Государственность и анархия" (1873).

Философская эволюция Бакунина определяется изменением его взглядов на цели и задачи революционной борьбы: от романтизма, через немецкую классическую философию к материализму и воинствующему атеизму. Философия анархизма обосновывается на материале историко-социальной мысли. История – это эволюционное движение человека из животного царства в царство свободы. На этом пути человек проходит три исторических социальных состояния: 1) состояние животности; 2) состояние мысли; 3) состояние бунта. Из животных потребностей возникает экономика, из мысли – наука, из бунта – свобода. Человек бунтует против двух институтов общественной организации, присвоивших себе функции господства над людьми, – государства и церкви. Религия осуществляет духовное порабощение, а государство – материальное подчинение. Государство – главный источник тирании и эксплуатации. Оно истинная причина всех бед народных. Свобода, естественно, отрицает государство.

"Наш народ глубоко и страстно ненавидит государство", – пишет Бакунин. Самоуправление в крестьянских общинах свидетельствует о возможности обойтись без государства. Будущее общество ликвидирует государство, создав "свободную федерацию земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций". Бакунинский материализм и воинствующий атеизм имеют историческую значимость помимо и вне его революционных концепций.

Революционный настрой русской философской духовности создал благоприятную почву для осознанного принятия марксизма и марксистской философии некоторыми российскими мыслителями XIX века.

Георгий Валентинович Плеханов

… Ни один великий шаг в историческом

движении человечества не может

совершиться не только без участия людей,

но и без участия великого множества людей,

т.е. масс.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – русский революционный мыслитель, философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Ему принадлежат переводы работ К.Маркса и Ф.Энгельса: "Манифест Коммунистической партии" (1882), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе" и др. Наиболее значительные философские работы Плеханова посвящены, главным образом, популяризации и защите теории марксизма: "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "История русской общественной мысли" (1914). Плеханову принадлежат серьезные работы по философии искусства и эстетике: "Письма без адреса" (1899 – 1900), "Искусство и общественная жизнь" (1912 – 1913)[213].

Целью своей революционной деятельности после основательного знакомства с марксизмом (когда многие идеи последнего были еще неизвестны широкой публике) Плеханов считал популяризацию и пропаганду ядра марксизма – его философии. Философию марксизма – диалектический материализм (включающий в себя диалектико-материалистическое учение о бытии и познании и учение об обществе и его истории – исторический материализм) Плеханов рассмотрел в контексте развития мировой философии материализма как наиболее прогрессивную и истинную.

Онтология диалектического материализма основана на диалектическом понимании материи как единства природного и социального бытия (того, что существует объективно в природе и обществе). Материя как субстанция имеет атрибуты: движение и мышление. Диалектика – это философское учение о движении (развитии и совершенствовании). Решение основного вопроса философии (отношение бытия к духу, общественного бытия к общественному сознанию, объекта к субъекту) основная принципиальная задача философии.

В гносеологии Плеханов был последовательным материалистом, осознававшим диалектичность познания. В процессе познания человек все более точно и верно конструирует знания о вещах. И хотя он соглашается с Кантом в вопросе о непознаваемости "вещей в себе", все же не "закрывает" их от опосредованного познания путем активной деятельности сознания в познании и практике. Плеханова часто обвиняют в агностицизме и неприятии "принципа отражения", которому он, якобы, противопоставлял "теорию иероглифов". На самом деле Плеханов ясно осознавал суть кантовского агностицизма и "теории иероглифов", из которых можно сделать вполне материалистические выводы, если быть последовательным диалектиком. Наши "образы" "вещей в себе" – результат длительного исторического взаимодействия сознания субъекта с последними. "Образ" строится на основе "иероглифа" исторически.

С особой тщательностью Плеханов исследовал социальную философию марксизма – исторический материализм. Именно из последнего делается вывод о непреложности социальной революции. В современной историографии Плеханову часто приписывают антимарксистские идеи "географического детерминизма". Однако суть идеи Плеханова заключается в уточнении самого понятия "производительные силы". "Географическую среду" (как фактор материального бытия общества) можно рассматривать элементом производительных сил, а не субстанцией духовной жизни общества. Взаимосвязь между базисом и надстройкой выражена Плехановым в так называемой "пятичленке": 1) содержание и уровень развития производительных сил; 2) обусловленные ими производственные отношения; 3) возникающий и существующий на данной экономической основе социально-политический строй (государственное устройство); 4) на базе экономического строя и политико-государственного устройства общества формируется социальная психология общества; 5) социальная психология как чувственно эмоциональная компонента сознания порождает социально-групповую и классовую идеологию (теоретическое обоснование социально-групповых, классовых интересов).

Отрицая "экономический материализм" в социальной философии Плеханов более чем кто-либо понимал диалектику социальной жизни. "Экономика почти никогда не торжествует сама собою…, а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений". Более всего Г.В.Плеханову претил вульгарный материализм как в онтологии (в том числе и в социальной философии), так и в гносеологии. В философии эстетики, которая "в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории", Плеханов постоянно подчеркивал относительную самостоятельность искусства и художественного творчества от материального бытия людей, но известную зависимость от надстройки.

Плеханов внес существенный вклад в историю философии и ее историографию. Критика Плехановым идеалистического учения "филиации знаний", то есть самопроизвольного развития из самих себя в истории познания, построена на убедительных примерах взаимодействия материального бытия людей и процесса познания как необходимо взаимосвязанных. С другой стороны, он выступает против вульгаризации однозначной зависимости знаний от материального бытия людей и их идеологии. Г.В.Плеханов был первым российским философом – диалектическим материалистом, продолжившим материалистические традиции философии России.

Владимир Ильич Ленин

Демократия, пока собственность

остается у капиталистов, есть

насквозь лицемерное прикрытие

диктатуры буржуазии.

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов) (1870 – 1924) – революционный деятель, философ-марксист, основатель Советского государства. Интерес к революционной теории вынудил В.И.Ленина обратиться к философии марксизма и философской проблематике вообще (период 1905 – 1917). Ленин пишет "Материализм и эмпириокритицизм" (1909), работает над философской литературой – "Философские тетради" (1914 – 1916), резюмирует философские идеи в статьях: "Три источника и три составных части марксизма" (1813), "Карл Маркс" (1814). Даже в работах экономического и политического характера можно встретить ссылки на философию марксизма.

В.И.Ленин хорошо понимал и постоянно возвращался к материалистической диалектике как "учению о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде". В работах "Карл Маркс", "Философские тетради", "Три источника и три составных части марксизма" представлены основные черты диалектики и ее элементы (объективность, всесторонность, учет внутренних противоречий, анализ и синтез, гибкость и подвижность сторон бытия в познании).

В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин всесторонне проанализировал субъективный идеализм позитивизма конца XIX – начала ХХ столетия. В работе дана критика субъективно-идеалистической традиции позитивизма, отвергнуты претензии русских эмпириокритиков заменить философию марксизма – диалектический материализм, с позиций которого Ленин интерпретирует революцию в естествознании на рубеже XIX – XX вв. Ленин анализирует новейшие открытия в естествознании и развивает основополагающие категории диалектического материализма – материю, пространство, время, причинность, необходимость, опыт, истину, практику и др.

Наиболее заметной разработке подверглась гносеология диалектического материализма. Ленин на основе критики субъективно-идеалистической теории познания предлагает основы теории отражения. В ней изложены принципы познания, диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Представлена диалектика объективной истины, в основе которой лежит процесс движения познания от истины относительной к абсолютной, от абстрактной к конкретной.

Всю свою творческую деятельность, все теоретические исследования в области философии, социологии, политологии, искусства, литературы, культуры Ленин подчиняет практике революционной борьбы. Поэтому ленинская философия не просто материализм, а "материализм воинствующий", связанный с борьбой за социализм. По существу, любое сочинение Ленина написано на "злобу дня". Трудно не только вычленить собственно философский аспект произведения, но и обозначить его жанровую принадлежность.

Невозможно здесь хотя бы кратко изложить все многообразие философской проблематики ленинского творчества или даже ее перечислить. Мы упомянем лишь важнейшие из этих проблем:

1) материалистическая диалектика как философская наука;

2) философская методология познания и революционного преобразова-ния мира;

3) принцип единства диалектики, логики и теории познания;

4) диалектико-материалистическая концепция развития;

5) диалектика субъективного и объективного в познании;

6) принципы теории отражения;

7) материалистическое понимание истории;

8) общественное сознание и его формы в функционировании и развитии общества;

9) разнообразие форм перехода от капитализма к социализму в отдельных странах;

10) возрастание роли народных масс в истории и др.

Ленинская непримиримость в отношении идеологии своих классовых противников делает его самого предметом ожесточенной критики и сегодня. Можно не признавать за Лениным философской правды в его революционных поисках, но следует ли порицать человека за неуемное стремление быть человеком?

Советский период российской философии протекал под знаком ленинских идей. Дальнейшее развитие получила философия диалектического материализма. Наряду с задачей философского обоснования путей, средств и методов строительства социализма философия этого периода интенсивно развивалась во всех отраслевых направлениях. Наиболее серьезные успехи достигнуты в сферах знаний, преимущественно лишенных идеологической составляющей: в философии естествознания (философские проблемы физики, химии, биологии и др.), в области теории познания, творческой деятельности, культуры, эстетики и многое др. Российская философия советской эпохи сохранила традиции мировой классики и сегодня представляет заметную творческую силу в мировой философской культуре.

Российским историкам философии еще предстоит нелегкий труд историографического анализа философского творчества советской поры. Пусть он будет предельно объективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: