1. Функции поджелудочной железы.
2. Понятие и формы панкреатита.
3. Лабораторные тесты при остром и хроническом панкреатите.
4. Диагностическое значение определения α-амилазы при заболеваниях поджелудочной железы.
5. Диагностическое значение определения α-1-антитрипсина при заболеваниях поджелудочной железы.
6. Диагностическое значение определения α-2-макроглобулина при заболеваниях поджелудочной железы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Записать протокол практического занятия с указанием цели и задачи, перечислить основные функции поджелудочной железы.
2. Записать основные формы панкреатита и их характеристику.
3. Записать лабораторные тесты для диагностики заболеваний поджелудочной железы.
4. Записать диагностическое значение определения α-амилазы, α-1-антитрипсина и α-2-макроглобулина при заболеваниях поджелудочной железы.
Тема занятия: Сахарный диабет. Определение, классификация и клинические признаки. Абсолютная и относительная недостаточность инсулина. Влияние инсулина на метаболизм. Содержание глюкозы в цельной крови и плазме. Диагностические критерии сахарного диабета I и II типов. Гипергликемия и глюкозурия. Нарушенная гликемия натощак, нарушенная толерантность к глюкозе, постпрандиальная гипергликемия
Сахарный диабет (СД) – хронический метаболический синдром, характеризующийся гипергликемией, глюкозурией и связанными с ними нарушениями обмена веществ. Развивается вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина и приводит к нарушению углеводного, жирового и белкового обмена.
Цель занятия: изучить основные формы сахарного диабета, уметь их дифференцировать согласно основным симптомам и клиническим проявлениям, правильно оценивать результаты гликемического профиля, глюкозотолерантного теста.
Знать:
- классификацию сахарного диабета и его формы;
- основные симптомы и клинические проявления;
- отличие абсолютной и относительной инсулиновой недостаточности;
- разницу в содержании глюкозы в цельной крови и плазме;
- принцип глюкозотолерантного теста.
Уметь:
- интерпретировать полученные результаты глюкозотолерантного теста;
- оценивать результаты гликемического профиля
Основным симптомом, определяющим патогенез и клинику СД, является гипергликемия. В норме содержание глюкозы натощак колеблется в пределах 3,3 – 5,5 у детей до 14 лет, 3,8 – 5,8 ммоль/л у взрослых. В цельной крови концентрация глюкозы ниже по сравнению с плазмой. Причина этого несоответствия – меньшее содержание воды в цельной крови. Глюкоза крови подвергается полной ультрафильтрации в клубочках почек, а затем полностью реабсорбируется в почечных канальцах. Однако способность канальцевого эпителия к обратному всасыванию глюкозы имеет количественный предел (почечный порог глюкозы 8,9 – 10 ммоль/л). Поэтому, как только гликемия и содержание глюкозы в первичной моче превысит этот предел, появляется глюкозурия.
Классификация сахарного диабета:
В настоящее время предложена классификация сахарного диабета, использующая этиологический принцип.