1.Мотивационная характеристика темы:
Патология водно-электролитного обмена может привести к развитию отёка. Нарушения водно-электролитного обмена, особенно отёк, наблюдается при многих заболеваниях, утяжеляя их течение. Именно вопросы патогенеза отёка подлежат изучению на практическом занятии.
Физиологическое значение калия для организма велико: он необходим для синтеза протеинов, АТФ, гликогена, влияет на возбудимость нервной системы, способствует активации ряда ферментов. Всё это и обусловливает актуальность изучения темы.
2. Цель занятия: Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды отёков и механизмы их развития, причины и последствия гипер - и гипокалиемии.
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знание о гидростатическом, онкотическом, осмотическом давлениях крови, о месте образования, механизме действия альдостерона, влияние гуморальных факторов (гистамин, серотонин, кинины, простагландины и др.) на проницаемость сосудов, лимфе и лимфообращение, экстра - и интраренальных путях потери калия организмом.
Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии, нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Факторы способствующие развитию отёка. | 1.Объяснять патофизиологические механизмы развития отёка при заболеваниях сердца, почек и голодании. |
2.Виды местных отёков. | 2.Выделять значение главных факторов в развитии отёка при различных патологических процессах. |
3.Виды общих отёков. | 3.Проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отёков. |
4.Причины и последствия гипокалиемии. | 4.Объяснять патофизиологические механизмы последствий гипо – и гиперкалиемии. |
5.Причины и последствия гиперкалиемии. | 5.Дать рекомендации по устранению нарушений обмена калия в организме. |