Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.
Письменные документы представляют собой сложную форму коммуникации: для их составления требуются не только специальные знания и навыки, но и творческий подход к тексту.
Особенности текста:
- самостоятельность (ограниченность во времени и/или в пространстве, принадлежность одному (в том числе коллективному) автору);
- целенаправленность (более узкая и более широкая коммуникативная цель);
- целостность (предполагает единство содержания и речевой формы: внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста; оформление начала и конца текста, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц - внешняя языко - речевая форма).
|
|
Типы внутренних текстовых структур:
- предметно-логическая (научно-учебные, официально-деловые, информационно-аналитические тексты);
- плетеная структура (обычно используют в публицистике);
- свободная образно-ассоциативная структура (характерна для художественных текстов, требует наличия творческой одаренности и мастерства).
Процесс речевого продуцирования предполагает значение и использование ряда взаимосвязанных факторов, критериев, понятий:
- автор (создает текст, может быть индивидуальный, коллективный, массовый);
- ситуация (вызывает необходимость осуществления этого процесса);
- материал (справки, документы, факторы и др.);
- адресат (для кого, как воспринимается текст, как может на него повлиять);
- цель (внешняя и внутренняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная);
- предмет (целостная часть действительного мира, отраженного в речевом произведении: человек или группа людей, материальный объект, явление, событие и др.);
- тема (то главное, о чем говорится в тексте);
- проблема (мысленная задача, которую автор должен решить в тексте);
- жанр (типовые модели текста).