Совершенствование навыков письменной речи

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Письменные документы представляют собой сложную форму коммуникации: для их составления требуются не только специальные знания и навыки, но и творческий подход к тексту.

Особенности текста:

- самостоятельность (ограниченность во времени и/или в пространстве, принадлежность одному (в том числе коллективному) автору);

- целенаправленность (более узкая и более широкая коммуникативная цель);

- целостность (предполагает единство содержания и речевой формы: внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста; оформление начала и конца текста, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц - внешняя языко - речевая форма).

Типы внутренних текстовых структур:

- предметно-логическая (научно-учебные, официально-деловые, информационно-аналитические тексты);

- плетеная структура (обычно используют в публицистике);

- свободная образно-ассоциативная структура (характерна для художественных текстов, требует наличия творческой одаренности и мастерства).

Процесс речевого продуцирования предполагает значение и использование ряда взаимосвязанных факторов, критериев, понятий:

- автор (создает текст, может быть индивидуальный, коллективный, массовый);

- ситуация (вызывает необходимость осуществления этого процесса);

- материал (справки, документы, факторы и др.);

- адресат (для кого, как воспринимается текст, как может на него повлиять);

- цель (внешняя и внутренняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная);

- предмет (целостная часть действительного мира, отраженного в речевом произведении: человек или группа людей, материальный объект, явление, событие и др.);

- тема (то главное, о чем говорится в тексте);

- проблема (мысленная задача, которую автор должен решить в тексте);

- жанр (типовые модели текста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: