Эдхократическая организация

Эдхократия (от англ. adhocracy) это в то же время и управленческий стиль и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, также как и вознаграждение, делится между участниками.

Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, одежде, льготам и т.д. Так, в такой организации, часто бывает сложно отличить менеджера от рабочего.

Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской фирме «Хьюлетт-Паккард», начавшей ее приводить в жизнь еще в 1940-х гг. ХХ ст. Уже в течение много времени, даже в период спада, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими свои подразделения (1500 человек), что позволяет ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.

Эдхократической организации присуща более высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной является качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми моментами эдхократического дизайна являются следующие:

1) работа в областях с высокой и сложной технологией, требующей творчества, инновационности и эффективной совместной работы;

2) работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуцировать друг с другом высокоэффективным образом;

3) структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У менеджеров нет жесткой привязки к какой-либо одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;

4) право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;

5) система вознаграждения строиться на экспертных знаниях, вкладе работника, компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;

6) отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.

Наиболее пригодным этот дизайн является в таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская, производство фильмов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: