В семейном консультировании

Научный руководитель:

А.В.Иванов, доктор психол. н., профессор

Москва


На следующем после титульного листе печатается оглавлениедипломной работы с указанием страницы начала каждого раздела. Нумерация страниц сквозная и начинается с введения. В приложениях страницы не указываются. Названия глав и подразделов в тексте дипломной работы должны быть такими же, как и в оглавлении.

Пример оформления оглавления

Оглавление

Введение …………………………………………………………………....3

Глава 1. Особенности психологического консультирования подростков ………………………………………………………………………….5

1.1. Возрастные особенности психосоциального развития личности в подростковом возрасте …………………………………………….……..5

1.2. Проблематика консультативной работы с подростками.………….15

1.3. Возможности когнитивно-поведенческого консультирования в работе с подростками ……………………………………………………23

1.4. Критерии эффективности групповой консультативной работы с подростками ……………………………………………………………….30

Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции поведения подростков в процессе группового психологического консультирования………………………………………………………………..37

2.1. Обоснование замысла эксперимента …………………………………..37

2.2. Организация и ход эксперимента …………………………………….…42

2.3. Результаты эксперимента и их обсуждение …………………………..48

Заключение………………….…..………………………………………………..63

Литература……………………………..…………….…………………………...67

Приложение 1. Протоколы консультативных сессий ….…………………..70

Приложение 2. Этапы развития подростковой группы в процессе консультативной работы ………………………………………………………….

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается представление об экспериментальной базе, исследовательском аппарате дипломной работы, указываются ее научная новизна и/или практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

Примечание. Описываемые ниже требования относятся главным образом к первым двум вариантам выполнения дипломной работы. В третьем и четвертом вариантах эти требования несколько упрощены и согласовываются дипломником со своим научным руководителем.

Обоснование актуальности темы исследования имеет целью привести аргументы, доказывающие целесообразность обращения студента именно к такой теме дипломной работы. Оно проводится с опорой на имеющиеся в выбранной проблемной области научные, научно-методические труды и работы практиков с указанием их авторов.

Пример обоснования актуальности темы дипломной работы: «Роль невербальных компонентов общения в достижении целей психологического консультирования».

К исследованию общения обращены работы многих авторов: Б.Г.Ананьева, И.Атватера, М.М.Бахтина, Э.Берна, Ю.Б.Гиппенрейтер, Ю.Н.Емельянова, Н.И.Жинкина, И.А.Зимней, Г.Калеро, В.А.Лабунской, Г.Лассуэлла, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, Б.Ф.Ломова, Дж.Мида, Дж.Ниренберга, Ю.М.Орлова, Б.Д.Парыгина, А.Пиза, И.А.Сикорского, Э.Холла, Т.Шибутани, Д.Б.Эльконина и мн. др. В них рассматриваются структура общения; особенности социальной перцепции, коммуникации и взаимодействия; ролевое поведение субъектов общения; коммуникативная компетентность психолога и способы ее развития и др.

Достаточно широко в литературе представлены особенности деятельности психолога (Р.М.Грановская, И.В.Дубровина, Р.С.Немов, Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, Е.И.Рогов и др.); затрагиваются и вопросы использования невербальных компонентов общения психолога. Однако они обсуждаются в основном косвенно и по большей части в работах психотерапевтов в связи с установлением раппорта с клиентом (Р.Бэндлер, Д.Гриндер, Д.Киппер, С.Минухин, Ф.Перлз, К.Роджерс, Э.Росси, В.Сатир, М.Эриксон и др.). Особенности эффективного использования невербальных средств общения психолога с клиентом изучены явно недостаточно, что и определяет актуальност ь темы дипломной работы.

В исследовательский аппарат дипломной работы входят:

· противоречие;

· проблема;

· объект;

· предмет;

· цель исследования;

· гипотеза;

· задачи исследования;

· перечень использованных методов исследования и статистической обработки полученных данных;

· экспериментальная база..

Противоречие и научная проблема взаимосвязаны: вторая вытекает из первого. Научная проблема осознается субъектом как такая противоречивая ситуация (противоречие), в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов. Образно говоря, проблема - это "дыра" в познании, закрываемая вопросом или вопросами, ответы на которые и нужно найти в процессе научного исследования. Это не формально-логическое, а содержательное противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения новой теории, добывания нового знания, с помощью которых может быть осуществлено разрешение этого противоречия.

Примером такого психологического противоречия является сформулированное А.А.Вербицким противоречие вузовского, вообще - профессионального образования. Оно состоит в том, что, осуществляя учебную деятельность, студент должен овладеть качественно иной – профессиональной деятельностью; делая одно, учась, он должен научиться принципиально иному – работать. Проблему здесь можно сформулировать в форме вопроса: что нужно сделать, чтобы, не разрушая учебную деятельность обучающегося (студента), трансформировать ее в профессиональную деятельность специалиста? Ответ на этот вопрос и должно дать планируемое исследование [1].

Формулировка противоречия и проблемы – непростое дело, но это свидетельство того, что проводится действительно глубокое научное исследование. В третьем и четвертом вариантах дипломной работы, указанных выше, противоречие и проблему не выделяют.

Объект исследования представляет собой то явление, которое существует независимо от исследователя, а предмет – тот аспект этого явления, который изучается в данной работе. На философском языке объект – это явление онтологическое, а предмет – гносеологическое. Нужно помнить, что по своей формулировке предмет исследования близок к названию темы работы.

Пример формулирования объекта и предмета по указанной выше теме дипломной работы «Роль невербальных компонентов общения в достижении целей психологического консультирования».

Объект исследования – процесс общения психолога и клиента.

Предмет исследования – влияние используемых психологом невербальных средств общения с клиентом на успешность достижения целей психологического консультирования.

Цель отражает желаемый результат проводимого исследования. Она формулируется с учетом противоречия, проблемы, объекта и предмета исследования таким образом, чтобы в ее содержании просматривались возможные основания для выдвижения гипотезы. Формулировка цели обычно начинается с таких слов, как: “выявить”, “проследить”, “проанализировать”, “изучить”, “описать”, “определить”, “обосновать”, классифицировать”, “обобщить”, “аргументировать”, “доказать”, “продемонстрировать” и т. п.

Примеры формулировки цели исследования.

1. Тема: «Стратегические особенности развития корпоративной культуры организации». Цель: выявить психологические факторы стратегического развития корпоративной культуры организации».

2. Тема: «Особенности психологического консультирования дезадаптированных подростков». Цель: выявить возможности метода саногенной рефлексии в психологическом консультировании дезадаптированных подростков.

3. Тема: «Развитие профессиональной мотивации психолога». Цель: Обосновать взаимообусловленный характер развития социогенных мотивов в процессе профессиональной деятельности психолога.

Гипотеза представляет собой некоторое научное предположение или допущение, справедливость, истинность, правомерность которого предстоит теоретически и/или экспериментально (эмпирически) доказать. Предположение строится о том, каким образом будет разрешены противоречие и проблема исследования, достигнута его цель.

В каких случаях гипотеза может отсутствовать? Естественно, что она не формулируется в указанных выше третьем и четвертом вариантах дипломной работы (в прикладной или методической разработке). Гипотеза может отсутствовать в работе, посвященной анализу различных теорий, подходов, в сравнительном исследовании, в работе по истории психологии.

Обоснование гипотезы – один из ключевых моментов исследования. Иногда гипотеза может быть сформулирована лишь после проведения теоретического анализа проблемы исследования. Теоретический анализ, содержательное обобщение различных подходов к проблеме исследования, отраженной в теме работы, осуществляется именно с целью обоснования справедливости выдвигаемой гипотезы. Подлинно научным может считаться только исследование, в котором некоторое неочевидное вначале предположение (гипотеза) выдвигается до проведения эмпирического (экспериментального) исследования. Первоначальная гипотеза может уточняться с учетом получаемых теоретических, либо эмпирических результатов.

Где можно найти аргументы в пользу формулировки гипотезы исследования? Они являются результатом квалифицированного теоретико-методологического и теоретического анализа литературы по проблеме исследования, наблюдения, проведения пробного эксперимента, пилотажного исследования и т.п.

Пример обоснования гипотезы по теме: «Функции агрессии в личностном развитии участников тренинговой группы».

Влияние тренинговой группы на личностную динамику ее участников является уже доказанным психологическим фактом (Д.Аллан, Р.Кочюнас, Х.Кэдьюсон, К.Рудестам и др.). Межличностное взаимодействие в тренинговой группе с необходимостью проходит через стадию агрессии, что является следствием развития межличностных отношений ее участников и признаком актуализации их личностных трансформаций, осуществляемых прежде всего по линии изменения мотивационных переменных. Закономерно возрастающая агрессия участников тренинговой группы может быть использована как ресурс их личностного развития. Анализ взаимосвязи групповых процессов, форм выражения агрессии и специфики мотивации участников тренинговой группы позволяет прогнозировать перспективы их личностного развития. Это предположение послужило гипотезой исследования.

Задачи обусловлены целью исследования и являются формами ее конкретизации; поэтапная реализация задач направлена на проверку выдвинутой гипотезы.

Задачи исследования обычно отражают:

· теоретический анализ проблемы исследования: рассмотрение и сопоставление основных подходов и позиций разных авторов к пониманию проблемы, путях и способах ее разрешения, теоретическое обоснование гипотезы и замысла экспериментального (эмпирического) изучения проблемы;

· выбор методов и методик, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования;

· обоснование и описание сущности и процедуры экспериментального (эмпирического) исследования;

· количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики;

· обсуждение, содержательная интерпретация полученных данных на предмет подтверждения выдвинутой гипотезы;

· содержательное обобщение результатов теоретико-экспериментального (теоретико-эмпирического) исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.

Пример формулировки задач исследования по теме: «Профилактика синдрома профессиональных деформаций личности консультирующего психолога».

  1. Проанализировать психологическую структуру и основные направления деятельности консультирующего психолога.
  2. Провести анализ основных подходов к изучению профессиональных деформаций личности консультирующего психолога.
  3. Обобщить основные предпосылки профессиональных деформаций личности консультирующего психолога.
  4. Описать признаки профессиональных деформаций личности консультирующего психолога.
  5. Обосновать методы профилактики синдрома профессиональных деформаций личности консультирующего психолога.
  6. Описать выборку испытуемых (консультирующих психологов).
  7. Выбрать методы и методики диагностики личностных характеристик консультирующих психологов, отражающих профессиональные деформации.
  8. Провести диагностику личностных характеристик консультирующих психологов.
  9. Проинтерпретировать результаты психологической диагностики личностных характеристик психологов в зависимости от содержания и продолжительности профессиональной деятельности (стаж, объем нагрузки, специфика клиентов консультирования, особенности корпоративной культуры организации и др.).
  10. Методом шкалирования выявить социальные установки практикующих психологов в отношении влияния содержания профессиональной деятельности на их личностное развитие.
  11. Сопоставить результаты психологической диагностики и опроса на предмет выявления степени осознанности испытуемыми личностных трансформаций под влиянием профессиональной деятельности.
  12. Сформулировать психологические рекомендации в отношении профилактики синдрома профессиональных деформаций личности консультирующих психологов с учетом результатов эмпирического исследования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: