ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
Кафедра русского и иностранных языков
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методическое пособие
Для слушателей заочной формы обучения
По специальности 210406.65
«Сети связи и системы коммутации»;
Радиотехника»
Воронеж
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210406.65 «СЕТИ СВЯЗИ И СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ» И 210302.65 – «РАДИОТЕХНИКА»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Иностранный язык (английский) - это дисциплина, в ходе изучения которой в неязыковом вузе приобретаются и совершенствуются навыки и умения чтения, письма и говорения на изучаемом языке, а также формируются основы лингвострановедческой компетенции.
В качестве учебной дисциплины иностранный язык играет важную роль в подготовке специалистов УИС. Значение ее заключается в том, что владение иностранным языком помогает реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новыми технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление контактов с зарубежными коллегами, организациями, т.е. обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции специалиста. В ходе изучения иностранного языка курсанты овладевают приемами самостоятельной работы, умением эффективно пользоваться справочной литературой, техническими средствами обучения, извлечения и обработки информации.
|
|
Прикладной характер дисциплины «Иностранный язык» предоставляет преподавателю иностранного языка возможность творческого подхода в определении профессиональных потребностей будущих специалистов на основании количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины, а так же языковой компетенции учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА «СЕТИ СВЯЗИ И СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ»; «РАДИОТЕХНИКА»
Данная программа предусматривает:
- владение лексическим минимумом в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматическими навыками, обеспечивающими коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; понятиями об обиходно-литературном, официально-деловом и научном стилях, стиле художественной литературы; основных особенностей научного стиля; диалогической и монологической речью с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
|
|
- знание культуры и традиций стран изучаемого языка, правил речевого этикета; основных грамматических явлений, характерных для профессиональной речи;
- уметь читать несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; составлять аннотацию, частное и деловое письмо, сообщения, оформлять реферат, тезисы и биографию.
В результате обучения курсант (слушатель) должен
иметь представление:
1. о знаках фонетической транскрипции;
2. о строевых словах (артиклях, предлогах и т.д.);
3. о временах английского глагола в повелительном и сослагательном наклонении;
4. об основных разрядах местоимений;
5. о словообразовательных префиксах и суффиксах;
знать:
6. алфавит;
7. структуру английского предложения;
8. способы образования множественного числа существительных;
9.основные времена английского глагола изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов;
10. употребление степеней сравнения прилагательных и наречий;
11. числительные (количественные и порядковые);
12. местоимения (личные, притяжательные, указательные, неопределенные, вопросительные, отрицательные);
13. способы образования вопросов разных типов;
14. употребление модальных глаголов can, may, must;
уметь:
1.читать и переводить со словарем адаптированные тексты научно-популярного и профессионально-ориентированного характера;
2. читать и понимать без словаря тексты, содержащие диалоги, связанные с ситуативным общением; тексты, смысловая ситуация которых может служить предметом беседы, высказываний или обсуждений;
3. вести несложную беседу на темы повседневной жизни, учебы, отдыха курсантов(слушателей);
4. понимать на слух иноязычную речь, в том числе в аудиозаписи, содержащую усвоенный языковой материал (допускается 3 % незнакомой лексики, знание которой раскрывается на основе умения пользоваться языковой и лингвистической догадкой);
а так же:
1. владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
2. обладать элементарными умениями общения на иностранном языке.
Программа изучения дисциплины «Иностранный язык (английский) в специализированном вузе уголовно-исполнительной системы предусматривает своей целью - формирование у обучаемых необходимых умений профессионально-ориентированного использования иностранного языка в служебной деятельности и обеспечение возможности самостоятельной работы с иностранным языком.
Достижению этой цели служат следующие задачи: 1) реализация в учебном процессе большого воспитательного и познавательно потенциала иностранного языка как учебной дисциплины; 2) приобщение к источникам информации, своевременный доступ к которым невозможен без знания языка; 3) приобретение навыков работы с научной литературой; 4) расширение общего и профессионального кругозора; 5) повышение культуры речи и развитие навыков общения 6) приобретение сведений о странах изучаемого языка; 7) формирование навыков межкультурной коммуникации.
Структурно курс дисциплины состоит из 4 разделов, включающих 12 тем. 1 раздел - «Вводно-коррективный курс»- предполагает изучение, закрепление и активизацию базовых лексико-грамматических категорий, реализующихся в форме речевых навыков в сфере социально-бытового общения, а также изучение основ речевого этикета. 2 раздел - «Лингвострановедение» - включает изучение основных сведений о географическом положении, истории, политике, экономике, культуре стран изучаемого языка. Изучается и закрепляется профильная лексика на базе основных сведений о государственном устройстве стран изучаемого языка, об особенностях разделения полномочий основных ветвей власти, их взаимодействии. Вводятся и активизируются базовые (в том числе и специальные) термины, связанные с будущей профессией, изучаются и закрепляются грамматические явления текстового уровня. В 3 разделе - «Основные направления развития научно-технического прогресса» рассматриваются основные тенденции и направления в развитии современных технологий, учащиеся знакомятся с крупнейшими научно-техническими центрами стран изучаемого языка. В 4 разделе - «Профессиональная деятельность сотрудника УИС» - активизируются изученные виды речевой коммуникации, предполагающие концентрированное повторение грамматического минимума, методически организованного по принципу частотности употребления в подъязыке технической специальности, отрабатываются и закрепляются навыки перевода текстов научно-популярного и профессионального характера.
|
|
Основной учебный материал изучается на практических занятиях (с использованием ТСО). Кроме этого предусматриваются: самостоятельная работа курсанта по заданию преподавателя (выполнение текущих учебных заданий во внеаудиторное время); консультации (групповые и индивидуальные).
Программа рассчитана на 174 часа практических занятий и 124 часа самостоятельной работы, из них 42 часа предусмотрены для работы над внеаудиторным чтением.
Учитывая специфику курса иностранного языка, цель которого - обязательное поэтапное воспроизведение в различных формах изучаемых языковых элементов, их активизация во время учебных занятий, а также постоянный непосредственный контакт преподавателя с курсантами в работе с оригинальной литературой, учебные группы делятся на подгруппы.
Преподавателями кафедры осуществляется текущий и рубежный контроль знаний лексико-грамматического материала с помощью тестов множественного выбора. Сформированность навыков аудирования контролируется с помощью аудиозаписей. Особое внимание уделяется контролю различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего).
|
|
Изучение курса завершается сдачей экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Иностранный язык» (английский)
для курсантов 1,2 курсов заочной формы обучения
специальности 210406.65 «Сети связи и системы коммутации»;
210302.65 «Радиотехника»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Самост. работа | Виды используемых технических средств обучения, наглядных пособий, телевидения и др. | Примеч. | |||||
зачет | экзамен | практ. занятия | внеауд.чтение | ||||||||
Раздел 1. Вводно-коррективный курс. | |||||||||||
Тема 1. Активизация базовых лексико-грамматических категорий. | Грамматические таблицы, DVD проигрыватель | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 2. Социально-бытовое общение. | Аудио-видео материалы | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Зачет | |||||||||||
Раздел 2. Лингвострановедение. | Практ. занятия по подгруппам | ||||||||||
Тема 3. Географическое положение стран изучаемого языка. | Учебные карты, учебные стенды | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 4. Столицы стран изучаемого языка. Крупнейшие города. | Учебные карты | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 5. Культура, традиции, обычаи. | Видео материалы | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 6. Государственное устройство стран изучаемого языка. | Учебные стенды, видео материалы | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 7. Правоохранительные органы стран изучаемого языка. | Учебные стенды, видео материалы | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Зачет | |||||||||||
Раздел 3. Основные направления развития научно-технического прогресса | |||||||||||
Тема 8. Наука и технический прогресс. | Раздаточный материал | ||||||||||
Тема 9. Современные технологии и направления. | Раздаточный материал | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 10. Крупнейшие научно-технические центры. | Учебные карты, раздаточный материал | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Зачет | |||||||||||
Раздел 4. Профессиональная деятельность сотрудника УИС. | Практ. занятия по подгруппам | ||||||||||
Тема 11. Основы техники перевода профессионально-ориентированных текстов. | Раздаточный материал | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Тема 12. Основы речевой коммуникации в сфере профессиональной деятельности. | Аудио-видео материалы | Практ. занятия по подгруппам | |||||||||
Экзамен | |||||||||||
Всего | |||||||||||