Руководитель

КУРСОВАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»

Руководитель

курсовой работы: К.э.н., доцент А.А. Макурина

Студент: гр. ФК-11 А.В. Фёдоров

Братск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.. 5

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ». 17

2.1 Характеристика объекта исследования. 17

2.2 Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс». 19

2.3 Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». 25

2.4 Анализ ликвидности баланса. 27

2.5 Анализ платежеспособности предприятия. 30

2.6 Анализ финансовой устойчивости предприятия. 36

2.7 Анализ деловой активности. 43

2.8 Анализ рентабельности. 51

2.9 Оценка прочности финансового состояния. 55

2.10 Анализ вероятности банкротства. 57

2.11 Операционный анализ. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 71

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние организации, предприятия представляет огромный интерес для государства, для собственников (нынешних и потенциальных), инвесторов, кредиторов, акционеров, партнеров предприятия, работников организации и других лиц.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.

Цель курсовой работы – проведение финансового анализа предприятия «Северсталь», на основе которого дать практические рекомендации по улучшению финансового состояния организации.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы финансового анализа;

- проанализировать динамику состава и структуры активов, источников собственного и заемного капитала, а также их состояние и движение;

- исследовать показатели финансовой устойчивости предприятия и оценить изменение ее уровня;

- проанализировать платежеспособность предприятия и ликвидность активов его баланса;

- оценить кредитоспособность предприятия и определить уровень потенциального банкротства;

- выявить основные проблемы финансового состояния организации, предложить практические рекомендации по его улучшению.

Объектом исследования является российская сталелитейная и горнодобывающая компания ОАО "Северсталь". Предметом исследования выступает финансовое состояние предприятия.

Информационной базой исследования является бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия “Северсталь” за 2010-2013 годы, а также учебная литература, авторами которой являются заслуженные деятели науки России и доктора экономических наук, статьи экономических журналов, среди которых – “Экономика и жизнь”, “Финансовый директор”, “Экономика и финансы организаций и государства”, “Аудит и финансовый анализ”, различные интернет-источники, включающие в себя экономические публикации по финансовому анализу в сети Интернет.

В курсовой работе использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение абсолютных и относительных величин, а также графический и табличный.

Курсовая работа состоит из введения (в котором рассмотрена актуальность темы исследования, определена цель и задачи работы), двух глав – в первой даны теоретические положения, во второй – результаты проведенного финансового анализа, заключения (краткие выводы по главам и рекомендации по улучшению финансового состояния) и приложений, включающих формы отчетности № 1 и 2.

Общий объем работы составляет 71 страницу, включает в себя 14 таблиц с рассчитанными показателями и 15 рисунков, служащих для графического представления полученных результатов. Приложения представлены бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах. Для написания работы и обработки экономических данных использовались следующие офисные пакеты Microsoft Office: Word, Excel, для поиска информации – БС «1С: Библиотека».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Первооснова, информационный источник для анализа фи­нансового состояния предприятия - отчетный бухгалтер­ский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, а также дан­ные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса[1].

Анализ финансового состояния базируется на следующих принципиальных основах[2]:

1. Подходы к проведению анализа: изучение финансовой отчетности, чтение баланса, проведение экспресс-анализа.

2. Методы: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный, анализ относительных показателей.

3. Определение критериев оценки – зависят от целей проведения анализа.

4. Способы и методы оценки финансовых результатов: на основе предшествующей работы для объективного анализа применяется метод дисконтированной стоимости; для определения количественной или качественной оценки может использоваться метод экспертных оценок.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. В традиционном понимании финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов. Полная классификация включает в себя следующие методы:

1. Вертикальный (структурный).

2. Горизонтальный (динамический).

3. Сравнительный.

4. Интегральный (факторный).

5. Трендовый.

6. Метод коэффициентов.

Первые четыре метода используются наиболее часто. Рассмотрим их более подробно:

1. Цель вертикального анализа заключается в определении удельного веса статей в общем итоге баланса и последующем сравнении результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ проводится по исходной или агрегированной отчетности. Данные вертикального анализа позволяют оценить структурные изменения в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов организации, коэффициентов рентабельности продукции и т.п. Вертикальный анализ дополняется горизонтальным анализом изучения финансовых показателей.

2. Цель горизонтального анализа – в выявлении изменений величин различных статей отчетности за определенный период с последующей оценкой этих изменений[3]. При проведении этого вида финансовый анализ требуется построение нескольких аналитических таблиц, в которые вносят как абсолютные балансовые показатели, так и относительные темпы роста (снижения). Исходными данными служат базисные темпы роста (снижения) за несколько периодов. В условиях инфляции ценность горизонтального анализа несколько снижается, так как производимые с его помощью расчеты не отражают объективного изменения показателей, связанных с инфляционными процессами.

3. Сравнительный (пространственный) анализ - это сравнение и оценка показателей деятельности предприятия с показателями организаций-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами и т.п. Сравнительный анализ строится на основе вертикального и горизонтального анализа. Аналитическое сравнение проводят по трем группам показателей:

- структуры баланса;

- динамики баланса;

- структурной динамики баланса.

Сравнительный анализ часто применяется для анализа структуры имущества и источников его формирования.

4. Под факторным анализом понимается процесс изучения влияния отдельных факторов на общий показатель. При его проведении применяют детерминированные и статистические приемы исследования. Факторный анализ может быть прямым, т.е. показатель изучается и раскладывается на составные части, и обратным (синтез) - отдельные элементы (составные части) соединяются в общий изучаемый (результативный) показатель

5. Трендовый анализ (анализ тенденций развития) является разновидностью горизонтального анализа. Трендовый анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени, при этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд. Он носит перспективный характер, поскольку позволяет спрогнозировать изменение ряда показателей в будущем. Проведение трендового анализа подразумевает использование соответствующего математического аппарата.

6. Анализ коэффициентов (относительных показателей) предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности, определение их взаимосвязей. Финансовые коэффициенты характеризуют следующие стороны экономической деятельности предприятия:

- платежеспособность;

- финансовая зависимость или финансовая автономия;

- деловая активность;

- эффективность работы;

- рыночные характеристики организации[4].

Одновременное использование всех приемов (методов) дает возможность наиболее объективно оценить финансовое положение предприятия, ее надежность как делового партнера, перспективу развития.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьёзных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно не только обладать гибкой структурой капитала, но обязательно уметь организовать движение финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь постоянного превышения доходов над расходами с целью создания условий для сохранения платежеспособности и само воспроизводства. Поэтому, финансовая устойчивость предприятия представляет собой, прежде всего способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, которая гарантирует его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в пределах допустимого уровня риска.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и ста­бильность непосредственно зависят от результатов его производственной, ком­мерческой и финансовой деятельности.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности предприятия должна обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффек-

тивное его использование.

Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и полу-

чения максимума прибыли.

Предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и неосновные[5]. Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные партнерские группы

Партнерские группы Вклад партнерской группы Требования компенсации Цель, преследуемая при финансовом анализе
1) Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты и финансовая устойчивость
2) Кредиторы Заемный капитал Проценты Ликвидность (его платежеспособность) – способность предприятия мобилизовать денежную наличность, чтобы уплатить долги
3) Руководители (администрация) Знание дела и умение руководить Оплата труда и доля прибыли сверх оклада Все стороны деятельности предприятия
4) Персонал (служащие) Знания, труд Зарплата, премии, социальные условия Финансовые результаты предприятия
5) Поставщики средства и предметов труда Поставка средств и предметов труда Договорная цена Финансовое состояние предприятия
6) Покупатели (клиенты) Сбыт продукции Договорная цена Финансовое состояние предприятия
7) Налоговые органы Услуги общества: мирная обстановка и т.д. Оплата налогов сполна и в срок Финансовые результаты предприятия

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как их благополучие находится в прямой зависимости от успехов рассматриваемого предприятия.

К неосновным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах рассматриваемого предприятия (такие, как страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, ассоциации, пресса, профсоюзы, регулирующие органы и т.п.)

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководитель предприятия. Все остальные партнерские группы могут пользоваться только публичной информацией.

В процессе финансового анализа может привлекаться информация из следующих источников:

1. Информация о технической подготовке производства;

2. Нормативная информация;

3. Плановая информация (бизнес-план);

4. Хозяйственный (экономический) учет:

- оперативный (оперативно-технический) учет;

- бухгалтерский учет;

- статистический учет.

5. Отчетность:

- публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая);

- квартальная отчетность (непубличная, представляющая коммерческую тайну);

- выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), производимая по специальным указаниям;

- обязательная статистическая отчетность;

6. Прочая информация:

- пресса;

- опросы руководителя;

- экспертная информация.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные[6]. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Главная цель финансового анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

При этом необходимо решить следующие основные задачи:

1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реально сложившихся условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей изменения финансового состояния при раз­нообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и ук­репление финансового состояния предприятия.

В настоящее время из-за высокой инфляции (гиперинфляции) использовать для анализа абсолютные показатели представляется весьма затруднительным, так как их очень трудно привести в сопоставимый вид, посему ведущую роль в анализе финансового состояния предприятия играют главным образом относительные показатели.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

- с аналогичными данными других предприятий (в особенности конкурентов), что позволяет вы­явить сильные и слабые стороны предприятия и его возможный потенциал;

- с аналогичными данными за предыдущие годы (периоды) для выявления

и изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия приходится анализировать не только руководству предприятия, но и его учредителям, инвесторам с целью изучения эффективности использования ресурсов, банкам - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщикам - для своевременного получения платежей, налоговым инспекциям - для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее[7].

Внутренний анализ осуществляется на предприятии, то есть его службами, и результаты такого анализа используются для прогнозирования, планирования финансового состояния предприятия и контроля за ним. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств наиболее оптимальным способом, чтобы создать условия для нор­мального функционирования предприятия и максимизации прибыли.

Стандартный сценарий финансового анализа предприятия предусматривает определенный порядок его проведения. Рассмотрим структуру и элементы финансового анализа данной курсовой работы:

1. Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Горизонтальный анализ – это сравнение показателей текущего периода с теми же показателями прошлого периода, то есть наблюдение динамики (уменьшение или увеличение значения показателя во времени).

2. Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». Производится аналогично на основе отчета о прибылях и убытках предприятия. При горизонтальном анализе за 100% принимается значение первых показателей в первом периоде. В вертикальном анализе за 100% принимается показатель выручки от реализации в каждом периоде

3. Анализ ликвидности баланса. Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Основной признак ликвидности – формальное превышение стоимости оборотных активов над краткосрочными пассивами (чем оно больше, финансовое состояние более благоприятное).

4. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия – характеризует финансовое положение предприятия, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Анализ проводится на основе бухгалтерского баланса. Показатели платежеспособности делятся на качественные и количественные

5. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость предприятия служит залогом ее выживаемости и основой стабильности и характеризует такое состояние финансов, которое гарантирует ее постоянную платежеспособность.

Финансовая устойчивость обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами и бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Другими словами – это такое состояние финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Если компания финансово устойчива, то она имеет преимущество, перед другими предприятиями того же профиля, в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как своевременно выплачивает налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Финансовая устойчивость базируется на оптимальном соотношении между отдельными видами активов организации (оборотными или внеоборотными активами с учетом их внутренней структуры) и источниками их финансирования (собственными или привлеченными средствами)[8].

6. Анализ деловой активности. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.

7. Анализ рентабельности. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает не только степень эффективности применения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и использование природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе каждая полученная денежная единица.

8. Оценка финансовой прочности и характеристика финансового состояния. Финансовая устойчивость предприятия – это постоянное платежеспособное финансовое состояние предприятия, обеспечиваемое достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования и делающее его практически независимым от внешних негативных воздействий.

9. Анализ вероятности банкротства. В деятельности любой организации одной из важнейших задач является прогнозирование стабильности в долгосрочной перспективе. Для понимания будущего развития компании следует регулярно осуществлять прогнозную оценку общей финансовой устойчивости предприятия, которая демонстрирует соотношение собственных и заемных средств. Естественно, величина собственного капитала должна быть выше, нежели заемных средств, то есть, активы должны превышать пассивы. В противном случае, финансовая стабильность компании становится под угрозой, что предвещает риск банкротства.

Банкротство - это неудовлетворительная структура баланса предприятия, неплатежеспособность и неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в сумме не менее 500 МРОТ в течение 3 месяцев.

Когда такая ситуация случается, начинается процесс банкротства, которое влечет за собой принудительную распродажу имущества компании на аукционе для погашения его долгов и последующую ликвидацию предприятия, как юридического лица.

10. Операционный анализ, известный также как анализ «затраты-объем-прибыль» – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства.

Цель операционного анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности).

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: