18 мая 1994 г. в авиаотрядах и на авиапредприятиях некоторых регионов России по инициативе профсоюза летного состава Российской Федерации была проведена забастовка летного состава. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР «О порядке разрешения трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации[3], подтвердило правильность решений местных судов о признании подобных забастовок незаконными.
Ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного порядка или для ограничения прав и свобод других (п. «с» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допустимых данными актами ограничений.
|
|
Вопросы:
1. Какие нормы международного права — договор Российской Федерации или общепризнанные принципы и нормы международного права — были использованы в рассматриваемом Постановлении Конституционного Суда?
2. Статья 15 Конституции РФ не устанавливает приоритета «общепризнанных принципов и норм международного права» по отношению к противоречащим им нормам внутреннего права. Некоторые юристы полагают, что такой приоритет установлен для «общепризнанных принципов и норм международного права» о правах человека на основании ст. 17 Конституции: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
3. Какова позиция Конституционного Суда по данной проблеме?
ТЕМА 3. Международно-правовые средства разрешения
международных споров
· Международные споры и разногласия по Уставу ООН и в международной практике.
· Система мирных средств разрешения международных споров.
· Непосредственные переговоры и дипломатические конференции.
· Другие международно-правовые средства разрешения международных споров
Вопросы для самоподготовки:
1. В чем различие между понятиями "международный спор" и "ситуация"?
|
|
2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные источники международного права, содержащие нормы об урегулировании международных споров.
3. Раскройте содержание принципа мирного разрешения международных споров.
4. В чем сходство и различие добрых услуг и посредничества?
5. Какова процедура арбитражного (третейского) урегулирования спора и, в частности, порядок назначения арбитров?
6. Каково правовое значение встреч на высшем уровне, например саммитов «большой восьмерки»?
7. Охарактеризуйте основные характеристики механизма разрешения международных споров в рамках ОБСЕ.
8. Каковы элементы институционной системы разрешения споров в рамках СНГ?
Рекомендуемая литература:
1. Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки от 1 августа 1975 г. // Международное право: Сборник документов / Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.
2. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева. М., 2000.
3. Верещетин В.С. Международный суд ООН на новом этапе // Росс. ежегодник междунар. права. СПб., 2002.
4. Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М., 1974.
5. Лазарев С.Л. Международный арбитраж. М., 1991.
6. Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
7. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. М., 1989.
8. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. М., 1984.
Решите следующие задачи: