1. Перечислите основные параметры анализа группы.
2. Дайте определение большой и малой социальной группы.
3. Что подразумевается под социометрической структурой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?
4. Как объясняется устойчивость социального статуса человека? От чего зависит величина статуса школьника? Какими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?
5. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.
6. Определите роль структуры социальной власти в группе.
7. Как Вы можете определить феномен лидерства? В чем отличие лидера и «звезды»?
8. Какие виды лидерства Вам известны?
9. Охарактеризуйте феномен руководства малой группой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?
10. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.
11. Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?
|
|
Литература:
1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.
2. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
3. Немов Р. С., Кирпичник Р. С. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.
5. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. М., 1980.
Тема для самостоятельного изучения
Межличностные отношения в школьном коллективе.
Используя приведенную ниже литературу, проанализируйте особенности статусной организации группы в детском и школьном возрасте.
Как исследуется статусная структура класса? От чего зависит величина статуса школьника? Как можно воздействовать на статусную структуру класса?
1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
2. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М, 1978.
Гл. 2. Характеристика групповых процессов
Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяющие процесс изменения группы во времени? как обеспечивает группа свое внутреннее единство? В качестве ответа на постановленные вопросы проанализируем процессы группового давления, развития, сплочения и принятия группового решения.