Вопросы и задания для самопроверки. 1. Перечислите основные параметры анализа группы

1. Перечислите основные параметры анализа группы.

2. Дайте определение большой и малой социальной группы.

3. Что подразумевается под социометрической структу­рой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?

4. Как объясняется устойчивость социального статуса че­ловека? От чего зависит величина статуса школьника? Ка­кими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?

5. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Определите роль структуры социальной власти в группе.

7. Как Вы можете определить феномен лидерства? В чем отличие лидера и «звезды»?

8. Какие виды лидерства Вам известны?

9. Охарактеризуйте феномен руководства малой груп­пой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководи­теля и неформального лидера?

10. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.

11. Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?

Литература:

1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.

2. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и груп­пы. М.: Прогресс, 1988.

3. Немов Р. С., Кирпичник Р. С. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

5. Уманский Л. И. Психология организаторской деятель­ности. М., 1980.

Тема для самостоятельного изучения

Межличностные отношения в школьном коллективе.

Используя приведенную ниже литературу, проанализи­руйте особенности статусной организации группы в детском и школьном возрасте.

Как исследуется статусная структура класса? От чего за­висит величина статуса школьника? Как можно воздейство­вать на статусную структуру класса?

1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.

2. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школь­ников. М., 1984.

3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М, 1978.

Гл. 2. Характеристика групповых процессов

Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и инте­ресных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяю­щие процесс изменения группы во времени? как обеспечи­вает группа свое внутреннее единство? В качестве ответа на постановленные вопросы проанализируем процессы группо­вого давления, развития, сплочения и принятия группового решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: