Государственная система управления охраной труда

Для практической реализации конституционного права на охрану труда на предприятиях, в учреждениях, организациях с любой формой собственности Закон предусматривает целую систему государственного управления и общественного контроля по обеспечению охраны труда.

Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

- Кабинет Министров;

- Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора;

- Министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

- Местная государственная администрация, местные советы народных депутатов.

Кабинет Министров:

- обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

- представляет на утверждение общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- координирует и проводит надзор за работой министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда;

- утверждает единую систему статистической отчетности по охране труда.

Для разработки и реализации целостной системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров Украины создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, возглавляемый вице-премьер министром Украины. Национальный совет помимо создания единой системы государственного управления организует надзор за выполнением законодательных актов и решений правительства, разработку национальной программы, усовершенствование законодательных актов, координирует и организует проверку деятельности центральных и местных органов, участвует в международном сотрудничестве.

Важнейшая роль в реализации вопросов охраны труда отведена Государственному департаменту промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора. Основной задачей Госпрогорнадзора является обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда, промышленной безопасности, осуществления государственного горного надзора, страхования рисков производственной безопасности, надлежащего ведения работ со взрывоопасными материалами промышленного назначения, охраны недр; осуществления государственного надзора по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов по охране труда в части безопасного ведения работ.

Госпромгорнадзор выполняет не только функции надзора, но и основные функции управления:

- комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и выполняет контроль по выполнению функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти;

- разрабатывает с участием министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее исполнение;

- разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения к ним;

- координирует работу министерства, других центральных органов исполнительной власти, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, организаций, других объектов предпринимательской деятельности в отрасли безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сообщения и информацию, необходимые для исполнения возложенных на него задач;

- принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров;

- подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства по охране труда к международным и европейским нормам;

- решения принятые Государственным надзором по охране труда в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством, используют наемный труд.

Систему управления охраной труда министерств и других центральных органов исполнительной власти можно разделить на две группы:

- Министерство чрезвычайных ситуаций Украины: осуществляет государственную экспертизу условий труда; определяет порядок и контролирует аттестацию рабочих мест по охране труда; принимает участие в разработке нормативных актов;

- все другие министерства и центральные органы исполнительной власти: проводят единую научно-техническую политику; разрабатывают и реализуют комплексные меры по охране труда; осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий; заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по охране труда; финансируют разработку и пересмотр нормативных актов; осуществляют внутриведомственный контроль; организуют в установленном порядке обучение и проверку знаний. Для управления всем комплексом работ в центральном аппарате министерств и ведомств и других центральных органах исполнительной власти создаются службы охраны труда.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах соответствующей территории обеспечивают: реализацию государственной политики; формируют при участии профсоюзов межотраслевые программы; контролируют соблюдение нормативных актов; создают при необходимости фонды по охране труда. Для выполнения возложенных функций создаются структурные подразделения по охране труда.

Фундаментальные и прикладные исследования в области охраны труда проводятся в соответствии с Национальной программой и осуществляются научно исследовательским институтом охраны труда, институтами Академии наук Украины и другими научно-исследовательским институтами, вузами, специалистами.

1.4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Основным звеном в системе управления охраной труда (СУОТ) является предприятие.

СУОТ предусматривает обоснование и выполнение требований, которые контролируют источники опасности или снижают опасность проявления вредных факторов до допустимых норм. Согласно законодательства (ст. 13) [1], работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, требованиями законодательства по соблюдению прав работников в области охраны труда.

Работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраны труда, а именно:

- создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции их должностных обязанностей, а также контролирует их соблюдение;

- разрабатывает с участием сторон коллективный договор и реализует комплексные меры по выполнению установленных нормативов и повышению существующего уровня охраны труда;

- обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер по предупреждению травматизма и профзаболеваний;

- внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, направленные на улучшение условий труда;

- обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственных средств и оборудования, мониторинг за их техническим состоянием;

- разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные документы по охране труда, направленные на устранение опасных и вредных производственных факторов;

- организует проведение системного трех ступенчатого контроля за условиями труда, содержанием машин, механизмов, рабочих мест (аудит охраны труда), аттестацию рабочих мест;

- при возникновении аварий оказывает помощь пострадавшим, травмированным, при необходимости привлекает профессиональные аварийно-спасательные службы по ликвидации негативных последствий;

- организует пропаганду безопасных методов труда, сотрудничество в области охраны труда.

Работодатель несет непосредственную ответственность за допущенные нарушения охраны труда.

Служба охраны труда на производстве.

На предприятии, где количество работников 50 человек и больше, работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением.

На предприятии, где количество работающих меньше 50 человек, функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, которые имеют соответствующую подготовку.

На предприятии при количестве работающих меньше 20 человек, для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных основаниях, которые имеют соответственную подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Служба охраны труда комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее трех лет. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

Основные функции службы охраны труда:

- разработка целостной эффективной системы управления каждым структурным подразделением;

- проведение оперативно-методического руководства работой по охране труда;

- составление комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов безопасности и гигиены труда;

- проведение вводного инструктажа;

- организация обеспечения работников правилами, инструкциями стандартами и другими нормативными документами;

- проведение паспортизации цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда;

- учет, анализ несчастных случаев, профзаболеваний, аварий, подготовка статистических отчетов;

- разработка текущих и перспективных планов, работа методического кабинета, проведение конкурсов, смотров, помощь комиссии по охране труда предприятия;

- повышение квалификации и проверка знаний должностных лиц по охране труда.

Служба охраны труда принимает участие в:

расследовании несчастных случаев и аварий;

формировании фонда охраны труда и распределении его средств;

работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

работе комиссии по вводу в эксплуатацию, реконструкции зданий и сооружений, перевооружении объектов;

разработке положений, инструкций и других нормативных документов, действующих в пределах предприятия;

оказании методической помощи руководителям структурных подразделений;

подготовке проектов приказов, распоряжений, оценке опасных производственных процессов, которые могут возникнуть в процессе производственной деятельности.

Служба охраны труда контролирует:

соблюдение действующего законодательства, нормативных актов, исполнение предписаний органов, контролирующих охрану труда;

своевременное проведение обучения, инструктажей, аттестации;

обеспечение работников средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием и средствами, создающими безвредные санитарно-гигиенические условия;

использование труда несовершеннолетних, женщин, инвалидов в соответствии с законодательством;

прохождение предварительного и периодических медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года.

Специалисты службы охраны труда имеют право:

- представлять предприятия в государственных и общественных организациях;

- беспрепятственно, в любое время посещать структурные подразделения и объекты предприятия;

- проверять состояние безопасности и гигиены труда;

- требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний, не имеющих допуска к соответствующим работам;

- вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования охраны труда.

Специалисты службы охраны труда в случаи выявления нарушений охраны труда имеют право:

- выдавать руководителям структурных подразделений предприятий обязательные для исполнения предписания к устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

- останавливать работу предприятия, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих;

Решение службы охраны труда может отменить лишь работодатель предприятия.

Основой поддержания безопасности на предприятии является постоянно действующая система управления охраной труда (СУОТ). В данной системе присутствуют: объект управления информационно контрольной связи и руководящий орган.

СУОТ – это многоступенчатая многоуровневая система, которая содержит следующие уровни управления за охраной труда (табл. 1.4.1):

- министерство- отрасль (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

-объединения - комбинаты (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

- производственные предприятия, организации, (руководство, отдел или служба охраны труда, научно- производственный отдел);

- цеха, участки (руководство, инженер по охране труда, специалисты);

-рабочее место (исполнители-руководители линейных служб, работники).

Схема структурно-функциональной системы управления охраной труда

Таблица 1.4.1.

1-й уровень Министерство Руководитель, отдел охраны труда, научно-технический отдел
2-й уровень Объединение (комбинат) Руководитель, отдел охраны труда, научно-технический отдел
3-й уровень Строительные управления Руководитель, отдел охраны труда, научно-производственный отдел
4-й уровень Строительный участок Руководство, инженер по охране труда
5-й уровень Объект (участок цеха) и рабочее место   Исполнители-руководители служб, работники

1.4.3 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Функции и методы управления – это комплекс взаимосвязанных видов деятельности осуществляемых администрацией, инженерно-техническими работниками и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен работать в системе управления.

СУОТ предусматривает обеспечение выполнения следующих функций управления:

а) планирование работы по охране труда;

б) организацию и координацию работ в области охраны труда;

в) анализ и учет показателей состояния охраны труда;

г) контроль за состоянием охраны труда и функционирования системы управления охраны труда;

д) оценка состояния охраны труда;

е) стимулирование работы по охране труда.

Планирование работы по охране труда подразделяется на: перспективное (5-10 лет), текущее (год), оперативное (месяц, квартал).

К перспективному планированию относятся: комплексные планы улучшения условий по охране труда; планы внедрения стандартов безопасности труда и организационно-технические мероприятия по их внедрению.

Комплексные планы улучшения условий охраны труда являются основными документами, определяющими показатели, перечень, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда, приложение к коллективному договору; план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации (предприятия); планы работы структурных подразделений, главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинета охраны труда. Оперативные планы работы по охране труда организации (треста, объединения) составляются ежеквартально на основании предложений всех структурных подразделений и в соответствии с их функциональными обязанностями.

В качестве исходных данных для составления оперативного плана используется план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактики производственного травматизма, анализ несчастных случаев, и Госпромгорнадзора, результаты проверок структурных подразделений, указания вышестоящих органов. Оперативные планы утверждаются первым руководителем организации, треста, объединения, выполнение этих планов рассматривается на совещаниях при проведении оперативного контроля III-IV ступени. Контроль по выполнению планов возлагается на службу охраны труда.

1.4.4. ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одним из элементов системы государственного управления охраной труда является обучение и проверка знаний. «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и перечня работ с повышенной опасностью» устанавливает обучение и проверку знаний в учебных заведениях и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности [1, ст.18]. В предлагаемой системе обучения населением Украины можно выделить три основных направления (рис.1.4.1.)

А. Изучение основ охраны труда в общеобразовательных школах.

В общеобразовательных школах изучается специальный курс «Охрана жизни и здоровья детей». Ответственность за выполнение программ, использование в полном объеме учебного времени, качество обучения вопросам охраны труда несут руководители учебно-воспитательных заведений. Обучение студентов и учащихся вопросами охраны труда проводится на предприятиях, где они проходят практику.

Б. Изучение охраны труда и безопасности в жизнедеятельности в вузах.

Подготовка специалистов и изучение дисциплин „Безопасность жизнедеятельности” и „Охрана труда” осуществляется:

- „Безопасность жизнедеятельности” изучается во всех высших учебных заведениях Министерства образования на 1 или 2 курсе (общим объемом 54 часа), итоговый контроль - зачет;

- „Основы охраны труда” изучаются во всех высших учебных заведениях Министерства образования при подготовке специалистов квалификационного уровня «молодой специалист» и «бакалавр» на 3 или 4 курсе общим объемом не менее 54 часов; в других вузах, в том числе и педагогических – не менее 27 часов, итоговый контроль - экзамен.

- „Охрана труда в отрасли” изучается студентами во всех высших учебных заведениях министерства образования третьего и четвертого уровней аккредитации, на пятом курсе, при подготовке специалистов квалификационного уровня «специалист», «магистр» общим объемом не менее 27 часов. „Охрана труда в отрасли” дополнительно изучается в курсах профилирующих дисциплин.

В. Изучение основ охраны труда работниками при приеме на работу, переподготовке и аттестации должностных лиц. Учебные программы для обучения работников вопросам охраны труда должны содержать как теоретическую, так и практическую (производственную) часть. Теоретическую часть учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучать не менее 20 часов. Для проверки знаний рабочих по вопросам охраны труда приказом руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Председателем комиссии могут быть назначены заместители руководителя предприятия, руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В состав комиссии входят специалисты охраны труда, энергомеханической, технической, юридической служб и представитель профсоюза. Согласно статье 18 Законодательства [1], работники во время приема на работу и в процессе работы обязаны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам охраны труда, с изучением первой медицинской помощи потерпевшему в результате несчастного случая и правил поведения в случае возникновения аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном подборе, обязаны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответственно нормативно-правовым актам по охране труда.

Перечень работ с повышенной опасностью утвержден Госнадзором за охраной труда 26.01.2005г. Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, во время принятия на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюза. (Перечень должностей утверждает Госпромгорнадзор).

Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется „Типовым положением...”. Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда. В случае выявления у работника, в том числе у должностного лица, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они обязаны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний.

Изучение основ охраны труда, а также подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства обеспечивается Госпром горнадзором.

Общее руководство и контроль за проведением проверки знаний должностных лиц и специалистов по вопросам охраны труда осуществляют министерства, ведомства, концерны, корпорации и другие объединения, а также местные органы исполнительной власти.


 
 


Рис. 1.4.1. Система обучения по вопросам охраны труда в Украине


1.4.5. ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ

Все работники при приеме на работу и в процессе работы походят на предприятии инструктаж (обучение). Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, проверку знаний по охране труда, запрещен.

Ответственность за организацию, обучение проверку знаний на предприятии возлагается на руководителя, а в структурных подразделениях (участок, цех и т.д.) – на руководителей этих подразделений. Контроль обучения и периодичность проверки знаний осуществляет служба охраны труда или работники, на которых возложены эти обязанности руководителем предприятия.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Работники допускаются к самостоятельной работе после вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки.

Вводный инструктаж проводится:

а) со всеми работниками, вновь принятыми на работу (постоянную, временную) независимо от их образования, стажа работы по этой специальности;

б) с командированными работниками, которые принимают участие в производственном процессе; с водителями транспортных средств, впервые въезжающих на территорию предприятия;

в) со студентами, воспитанниками, учащимися, которые прибыли на производство для прохождения практики, трудового и профессионального обучения;

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или лицо, назначенное приказом по предприятию, в кабинете охраны труда ли специально оборудованном помещении.

Программа инструктажа разрабатывается службой охраны труда с учетом специфики производства. О прохождении инструктажа делается запись в журнале вводного инструктажа и в документе о приеме лиц на работу.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте перед началом работы:

а) с вновь принятыми на предприятия работниками;

б) с работниками, которые переводятся из одного цеха (участка, стройки) в другой;

в) с работником, который будет выполнять новую для него работу;

г) с командированными работниками, принимающими участие в производственном процессе;

д) со студентами или учащимися, прибывшими на производственную практику.

Программа первичного инструктажа разрабатывается руководителем цеха или участка, согласовывается со службой охраны труда и утверждается руководителем предприятия либо соответствующего структурного подразделения Руководитель предприятия обязан выдать работнику экземпляр инструкции по охране труда согласно его специальности или поместить его на рабочем месте. После первичного инструктажа рабочий в течение первых 2-15 смен должен пройти стажировку под руководством опытных, квалифицированных специалистов, назначаемых приказом (распоряжением) по цеху, участку, предприятию.

Повторный инструктаж проводится со всеми работниками раз в полугодие и на работах с повышенной опасностью один раз в квартал. Инструктаж проводится по программе первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится:

а) при введении в действие новых, переработанных нормативных актов, при внесении в них изменений, дополнений;

б) при изменении технологического процесса, замене и модернизации оборудования, приборов, инструмента, сырья, материалов и т. д.;

в) при нарушении нормативных актов;

г) по требования специалистов Госнадзорохрантруда или вышестоящего ведомства, органов исполнительной власти при нарушении работниками безопасных приемов труда, нормативных актов, или нарушений требований охраны труда;

д) при перерыве в работе более чем 30 календарных дней – для работ с повышенной опасностью и 60 дней – для остальных работ.

Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводится:

а) при выполнении разовых работ не по специальности (погрузка, разгрузка и т. д.);

б) при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск или разрешение;

в) при ликвидации аварии, стихийных бедствий;

г) при проведении экскурсий, массовых мероприятий.

Целевой инструктаж оформляется нарядом-допуском или другой документацией, разрешающей проведение работ.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит руководитель работ (мастер, начальник цеха, участка, преподаватель и т.д.). Проверка проводится путем устного опроса или с применением технических средств. О проведении первичного, повторного или внепланового инструктажа, о допуске к работе делается запись в журнале, с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Законодательство Украины предусматривает формы журналов, содержание инструктажей, примерные перечни вопросов вводного и первичного инструктажей, примерные перечни опросов вводного и первичного инструктажей, план и программу подготовку должностных лиц и специалистов по вопросам охраны труда, перечень работ с повышенной опасностью.

1.4.6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

К экономическим методам управления охраной труда предприятий и организаций относятся наложение штрафов, а также различных взысканий, предусмотренных и утвержденных постановлением Кабинета министров Украины.

К основным методам управления охраной труда относятся:

1. стимулирование – поощрение за безопасность в работе.

2. наказание или привлечение к ответственности за нарушение охраны труда.

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда.

Одной из основных функций государственного и общественного контроля является повышение ответственности за охрану труда не только предприятий, но и всех работающих. Законодательством установлена дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность (ст.44) [1].

К дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность накладывается на всех: рабочих, служащих, ИТР при нарушении ими требований охраны труда, которые могли бы привести к травмированию или аварии. Дисциплинированные взыскания могут накладываться должностным лицом или вышестоящим органом по линии подчиненности, а на руководящих работников и по инициативе профсоюзных органов. Если руководящий работник нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательства по коллективному договору, то по требованию профсоюзного органа (не ниже районного), администрация обязана сместить его с занимаемой должности, либо уволить. Дисциплинарная ответственность не может быть наложена позже шести месяцев со дня нарушения. По истечению года дисциплинарная ответственность автоматически снимается.

Административная ответственность. Согласно ст.43 [1], за нарушение законодательства по охране труда, неисполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по охране труда юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, привлекаются к административной ответственности (выплате штрафа в порядке, установленным законом). Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридических и физических лиц. Невыплата юридическими и физическими лицами штрафа влечет за собой начисление пени в размере двух процентов за каждый просроченный день. Штраф налагается в месячный срок со дня нарушения, взыскание штрафа в кассу производится по месту работы. Решение о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в суде в месячный срок (заявление подается в районный (городской) народный суд). Денежные средства от применения штрафных санкций к юридическим или физическим лицам перечисляются в государственный бюджет Украины.

К административной ответственности относятся и противоправные действия или бездеятельность, препятствие в выполнении функциональных обязанностей должностным лицам государственного надзора и представителей профсоюзных органов (в том числе уклонение от участия администрации в переговорах по выполнению коллективного договора и внесения в него изменений).

К материальной ответственности относится возмещение материального ущерба предприятию за допущенные нарушения охраны труда, которые повлекли за собой причинение ущерба. Рабочие и служащие обязаны возместить ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Законодательством предусматриваются два вида материальной ответственности: ограниченная и полная.

Основным видом является ограниченная ответственность в пределах одной месячной тарифной ставки (оклада) работника. Руководители предприятий и их заместители несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не выше среднемесячного заработка.

Ущерб взыскивается при наличии письменного согласия работника по распоряжению администрации предприятия, удержание производится по частям из его заработной платы. Распоряжением об удержании издается не позже чем через две недели со дня обнаружения ущерба. При отсутствии письменного согласия работника возмещение ущерба производится по решению районного народного суда. С руководителей предприятий и их заместителей ущерб возмещается на основании решения суда по иску вышестоящего органа или заявлению прокурора. Администрация обязана обратиться в суд по вопросу возмещения материального ущерба в течение месяца со дня обнаружения, если материальная ответственность находится в пределах одной трети оклада, а при большей материальной ответственности – в течение года.

При наличии в действиях работника признаков злого умысла может быть наложена полная материальная ответственность или привлечение к уголовной ответственности (по решению суда). Работник освобождается от уголовной и материальной ответственности, если причиняемый вред вызван необходимостью самообороны или крайней необходимости по избежанию аварийности и других негативных последствий (ликвидация угрозы жизни окружающим).

Уголовная ответственность наступает при нарушении техники безопасности, санитарных, противопожарных правил и норм которые привели к аварии, травматизму и другим негативным последствиям и определяется ст. Уголовного кодекса Украины. Мера наказания зависит от степени нарушения и может предусматривать увольнение, штраф до 15 минимальных размеров заработной платы, исправительные работы или лишение свободы от 1 до 7 лет.

В разделе Х «Преступления против безопасности производства» Уголовного кодекса Украины внесены дополнения от 5.09.2001г. №2341-Ш:

Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда:

1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, -

наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Статья 272. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью:

1. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 273. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах:

1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, обязанным их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы от двух до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 274. Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности:

1. Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, -

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 275. Нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений:

1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении или хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а равно нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумом доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иных тяжких последствий, -

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1.4.7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Финансирование профилактических мер по охране труда, выполнение обще государственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, осуществляется государственным и местным бюджетом, рядом с другими источниками финансирования.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемную работу, затраты на охрану труда устанавливают не менее чем 0,5% от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, которые удерживаются за счет бюджета, затраты на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджете и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Фонды охраны труда:

- государственный – при Госпромгорнадзоре;

-отраслевые – при министерствах, других центральных органах государственной исполнительной власти, объединениях государственных предприятий, осуществляющих функции управления имуществом этих предприятий;

- региональные – в республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, за исключением районов в городах;

- предприятий – на хозрасчетных предприятиях независимо от форм собственности.

Управление государственным фондом охраны труда осуществляется Госпромгорнадзором, который:

• аккумулирует средства, поступающие из разных источников, и направляет их на решение проблем в наиболее приоритетных направлениях охраны труда, на обеспечении реализации государственной политики Украины в этой области;

• составляет расчеты затрат на осуществление конкретных мероприятий по охране труда;

• обеспечивает финансирование национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

• осуществляет контроль за правильным и эффективным расходованием средств, а также за своевременным и полным поступлением их в государственный фонд охраны труда от предприятий, общественных организаций и граждан в порядке добровольных взносов.

Средства государственного фонда охраны труда формируются счет:

- отчислений средств предприятий;

- средств, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете;

- средств полученных от применения органами государственного надзора штрафных санкций к предприятиям за нарушения нормативных актов по охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора, а также от штрафов за несчастные случаи на производстве и случаи профессиональных заболеваний, происшедшие по вине предприятий, штрафов с работников, виновных в нарушении требований охраны труда;

- добровольных взносов отдельных предприятий, общественных организаций и граждан, а также иных поступлений.

Управление отраслевыми фондами охраны труда осуществляется министерствами, другими центральными органами государственной исполнительной власти, объединениями государственных предприятий, которые выполняют функции по управлению имуществом этих предприятий.

Органы, осуществляющие управление отраслевыми фондами, обеспечивают:

- аккумулирование средств, перечисляемых предприятиями в соответствии с действующим законодательством и использование их в наиболее приоритетных направлениях охраны труда;

- целевое использование средств на осуществление отраслевых программ улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, согласованных в Госпромгорнадзоре.

Средства отраслевых фондов охраны труда формируется за счет:

- отчислений средств предприятий;

- средств, полученных от применения органами государственного надзора штрафных санкций к предприятиям за нарушения нормативных актов по охране труда, за несчастные случаи и случаи профессиональных заболеваний, а также средств от взыскания этими органами штрафов с работников, виновных в нарушении требований по охране труда;

- добровольных взносов отдельных предприятий, общественных организаций и граждан, а также иных поступлений.

Совет Министров Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, а также районные государственные администрации создают в случае необходимости региональные фонды охраны труда для финансирования программ мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющих межотраслевое значение.

Управление региональными фондами охраны труда осуществляется в порядке, установленном Советом Министром Республики Крым и соответствующими местными государственными администрациями.

Средства региональных фондов охраны труда формируется за счет:

- отчислений средств предприятий;

- средств местного бюджета;

- средств, полученных от применения органами государственного надзора штрафных санкций к предприятиям за нарушение нормативных актов по охране труда, за несчастные случаи и случаи профессиональных заболеваний, а также средств от взыскания этими органами штрафов с работников, виновных в нарушении требований по охране труда;

- добровольных взносов предприятий, общественных организаций и граждан, а также иных поступлений.

Средства фондов охраны труда предприятий используются только на выполнение комплексных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов по охране труда, согласованных с местными органами Госнадзорохрантруда, а также на дальнейшее повышение уровня охраны труда на производстве.

Эти средства должны расходоваться на: ремонтные и другие работы, связанные с поддержанием основных фондов (включая инженерно-технические средства безопасности; средства коллективной и индивидуальной защиты работающих) в надлежащем техническом состоянии, на приобретение спецодежды, молока, моющих и обеззараживающих средств; предоставления различных льгот и компенсаций работающим, организацию обучения кадров, благоустройство и озеленение территории, а также на природоохранные мероприятия.

Средства фондов охраны труда предприятий формируются за счет:

- части прибыли от предпринимательской деятельности, определяемой коллективным договором и зависящей от фактического уровня безопасности и условий труда в конкретных производствах и объема нерешенных проблем по вопросам охраны труда;

- отчисление средств предприятий в соответствии с инструкцией о порядке перечисления, учета и расходования средств государственного, отраслевых, региональных фондов охраны труда и фондов охраны труда предприятий;

- средств, полученных от применения органами государственного надзора штрафных санкций к предприятиям за нарушение нормативных актов по охране труда.

Собственники предприятий или уполномоченные ими органы определяют порядок управления фондами охраны труда предприятий, осуществляют контроль за правильным использованием и учетом этих средств, назначают за это ответственных должностных лиц. Решения об использовании фондов охраны труда принимаются с участием службы охраны труда и профсоюзных органов предприятий.

Порядок определения размеров средств фондов и их учета. Ассигнования, предусмотренные государственным бюджетом на финансирование Национальной программы улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, перечисляются в установленном порядке Министерством финансов ежеквартально на специальный счет Государственного комитета по надзору за охраной труда.

Хозрасчетные предприятия независимо от форм собственности, отчисляют в фонды средства в размере 0,5 процента от фактического объема реализованной продукции (работ, услуг), за исключением суммы налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

От общей суммы отчислений предприятия направляют: 60% – в фонд охраны труда предприятий; 10% – в фонд охраны труда Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя; 30% – в отраслевой фонд охраны труда.

Отраслевой фонд 50% полученных сумм перечисляет в Государственный фонд.

Раздел 1.5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1.5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАВМАХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Повреждением или травмой называется внезапное воздействие на организм человека какого-либо внешнего фактора (механического, химического, физического и т. д.), приведшего к нарушению анатомической целостности организма или нарушению его функций. Травматические повреждения в производственной обстановке объединяются понятием производственный травматизм (ГОСТ 12.0.002-80).

Все несчастные случаи, в результате которых наступает временная или стойкая потеря трудоспособности в зависимости от места и обстоятельств, при которых они произошли, делят на несчастные случаи, связанные с производством и бытовые.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, которое развивается в результате воздействия на работника специфических для данной работы вредных производственных факторов. Профзаболевания возникают в результате длительного периода работы в неблагоприятных условиях.

Производственные травмы и профессиональные заболевания происходят в результате действия опасных и вредных производственных факторов. В ГОСТ 12.0.002-80 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» они подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относятся: механические повреждения в результате воздействия движущихся механизмов или их деталей, приводов, воздействие электрического тока, повышенного давления, запыленности паров и газов; недопустимых уровней шума и вибрации; несоответствия метео- и микроклимата в рабочей зоне; недостаточного освещения и т. д.

К химическим факторам относятся: воздействие вредных веществ- кислот, щелочей, их соединений, органических веществ и т.д.

К биологическим факторам относятся: воздействие на организм человека бактерий, вирусов, грибков, растений, животных, насекомых и т. д.

К психофизиологическим факторам относятся: физические и эмоциональные нагрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда, эргономические неудобства при выполнении работ (неудобное положение, стесненность объема и т. д.).

Зона, в которой могут действовать опасные и вредные факторы представляет собой опасную зону (область в пределах радиуса 2м от рабочего места, определяется в зависимости от характера выполняемой работы).

1.5.2. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Кабинетом Министров Украины от 25.08.2004г. №1112 утвержден «Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве» [2].

Действие его распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, на лиц, в том числе иностранцев, лиц без гражданства, которые являются владельцами этих предприятий или уполномоченными лицами, физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, которые соответственно законодательству используют наемный труд, на лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно по условию добровольной оплаты ими взносов на государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также на лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, которые работают на условиях трудового договора (контракта), проходят производственную практику или привлекаются к работе.

Минобороны, МВД, СБУ, Госпогранконтроль, Государственный департамент по вопросам выполнения наказаний, МЧС устанавливают по соглашению с Госпромгорнадзором порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на подведомственных предприятиях, военных частях, подразделениях, организациях с учетом требований этого «Порядка…» к лицам, которые не пребывают с ними в трудовых отношениях.

Расследование и учет несчастных случаев.

Расследованию подлежат внезапные ухудшения состояния здоровья, ранения, травмы, в том числе полученные в случае телесных повреждений, причиненных другим лицом, острые профессиональные заболевания и острые профессиональные и другие отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, удар электрическим током, молнией и воздействие ионизирующего излучения, другие повреждения, полученные вследствие аварии, пожаров, стихийного бедствия (землетрясения, оползни, наводнения, ураганы и другие чрезвычайные происшествия), контакты с животными, насекомыми и другими представителями фауны и флоры, что привели к потере работником трудоспособности на один рабочий день или больше или к необходимости перевода потерпевшего на другую (легкую) работу сроком не меньше чем на один рабочий день, а также в случае смерти на предприятии (дальше - несчастные случаи).

К острым профессиональным заболеваниям и острым профессиональным отравлениям относятся случаи, которые произошли после однократного (на протяжении не больше одной рабочей смены) воздействия опасных факторов, вредных веществ.

Комиссия по расследованию делает выводы о несчастных случаях (н/с) и признает их связанных с производством, составляет акт по форме Н-1, если они произошли с работниками во время исполнения трудовых обязанностей, в том числе в командировках, а также, те, которые произошли во время:

- пребывания на рабочем месте, на территории предприятия или в другом месте работы, на протяжении рабочего времени начиная с момента прихода работника на предприятие, что фиксируется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, или при выполнении работ по поручению работодателя в нерабочее время, во время отпуска, в выходные и праздничные дни;

- приведения в порядок орудий производства, способов защиты, спецодежды перед началом работы и после ее окончания, выполнения мер личной гигиены;

- проезда на работу или с работы на транспортном средстве предприятия или на транспортном средстве другого предприятия, которое арендовано согласно договору (заявке);

- использования личного транспортного средства в интересах предприятия с разрешения или по поручению работодателя в соответствии с установленным порядком;

- проведения действий в интересах предприятия, на котором работает потерпевший, то есть действий, которые не входят в круг производственного задания или прямых обязанностей работника (предоставить необходимую помощь другому работнику, действия к предупреждению возможных аварий или спасения людей и имущества предприятия, другие действия при наличии распоряжения работодателя и т.д.);

- ликвидации аварий, пожаров и последствий стихийного бедствия на производственных объектах и транспортных средствах, которые используются предприятием;

- предоставления предприятием шефской помощи;

- пребывания на транспортном средстве или на его стоянке, на территории вахтового поселка, в том числе, во время сменного отдыха, если причина несчастного случая связана с выполнением потерпевшим трудовых (должностных) обязанностей или при действии на него опасных или вредных производственных факторов или среды;

- следования работника до (между) объекта(ми) обслуживания по утвержденному маршруту или к какому-нибудь объекту по поручению работодателя;

- следования к месту командировки и в обратном направлении в соответствии с заданием по командировке.

Несчастные случаи признаются связанными с производством, и составляется акт по форме Н-1 в случае:

- внезапного ухудшения состояния здоровья или естественной смерти работников во время пребывания на подземных работах (добыча полезных ископаемых, строительство, реконструкция, техническое переоснащение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, туннелей и других подземных сооружений, геологоразведочные работы, которые проводятся под землей) или на протяжении четырех часов после выхода на поверхность в случае острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- самоубийства работников плавсостава на суднах морского и рыбопромышленного флота в случае превышения срока пребывания их в рейсе, обусловленного коллективным договором, или их естественной смерти в случаи влияния психофизиологических, опасных и вредных производственных факторов.

Несчастные случаи, связанные с причинением телесных повреждений другим лицом, или убийством работника во время исполнения им трудовых (должностных) обязанностей, независимо от возбуждения уголовного дела, считаются связанными с производством и составляется акт по форме Н-1, кроме случаев выяснения потерпевших личных отношений, если по поводу этих действий есть выводы соответствующих органов.

Несчастные случаи, которые произошли вследствие внезапного ухудшения состояния здоровья работника, кроме случаев, указанных выше, считаются связанными с производством и составляется акт по форме Н-1 с условием, что ухудшение состояния здоровья работника произошло из-за воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Не признаются связанными с производством несчастные случаи, которые произошли с работниками:

во время следования на работу или с работы пешком, на общественном, личном или другом транспортном средстве, который не принадлежит предприятию и не используется в его интересах;

по месту постоянного проживания на территории полевых и вахтенных поселков;

во время использования в личных целях транспортных средств предприятия без разрешения работодателя, а также оборудования, механизмов, инструментов, кроме случаев, которые произошли вследствие неисправности этого оборудования, механизмов, инструментов;

в случае отравления алкоголем, наркотиками или другими отравляющими веществами, а также в случае этих действий (асфиксия, инсульт, остановка сердца и т.п.) по наличию медицинского освидетельствования, если это не вызвано применением этих веществ в производственных процессах или нарушением требований безопасности относительно их сохранения и транспортировки, или если потерпевший, который пребывал в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не был отстранен от работы согласно с установленным порядком;

во время совершения преступлений или других правонарушений, если эти действия подтверждены решением суда;

в случае естественной смерти или самоубийства, за исключением случаев, указанных выше, что подтверждено выводами судебно-медицинской экспертизы и органов прокуратуры.

По выводам работы комиссии по расследованию несчастный случай считается не связанным с производством, составляется акт по форме НТ (непроизводственный травматизм).

Сообщение о несчастных случаях, их расследование и ведение учета.

О каждом несчастном случае свидетель, работник, который его выявил, или сам потерпевший обязан немедленно сообщить непосредственному руководителю работ или уполномоченному лицу предприятия и принять меры к предоставлению необходимой помощи.

Руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) в свою очередь обязан:

- срочно организовать предоставление медицинской помощи потерпевшему, в случае необходимости доставить его в лечебно-профилактическое учреждение;

- сообщить о том, что произошло, работодателю и в профсоюзную организацию предприятия;

- сохранить до прибытия комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент события (если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не приведет к более тяжелым последствиям), а также принять меры к недопущению подобных случаев.

Лечебно-профилактическое учреждение при каждом обращении потерпевшего с ссылкой на несчастный случай на производстве без направления производства обязано на протяжении суток о каждом потерпевшем сообщить или прислать экстренное сообщение по установленной форме:

- предприятию, где работает потерпевший;

-в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-в соответствующее учреждение государственной санитарно-эпидемиологические службы – в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) и т.д.

Работодатель, получив сообщение о несчастном случае, кроме случаев со смертельным исходом и групповых:

- сообщает о несчастном случае в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда страхования от несчастных случаев, а вследствие пожара - органу государственной пожарной охраны. В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) – в соответствующие органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- организует его расследование и создает комиссию по расследованию.

Состав комиссии по расследованию: руководитель службы охраны труда или должностное лицо (специалист), на которого работодателем возложено выполнение функций специалиста по вопросам охраны труда (председатель этой комиссии), руководитель структурного подразделения или главный специалист, представитель профсоюзной организации, членом которой является потерпевший, или уполномоченный трудового коллектива по вопросам охраны труда, если потерпевший не является членом профсоюза и другие должностные лица.

Руководитель работ, который непосредственно отвечает за охрану труда на месте проведения расследования, в состав комиссии не включается.

В случае последствий несчастного случая с возможной инвалидностью в состав комиссии по расследованию включается также представитель соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда.

В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) в состав комиссии по расследованию включается также специалист соответствующего органа государственной санитарно-эпидемической службы и соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда.

Потерпевший или его доверенное лицо имеют право принимать участие в расследовании несчастного случая.

Комиссия обязана провести расследование в течение трех суток:

-обследовать место несчастного случая;

-опросить свидетелей и взять от них и потерпевшего объяснения;

-выяснить соответствие условий безопасности труда требованиям нормативно-правовых актов по охране труда;

-выяснить обстоятельства и причины, которые привели к несчастному случаю;

- определить круг лиц, которые допустили нарушения нормативно- правовых актов по охране труда и разработать меры по предупреждению несчастных случаев;

- составить акт расследования несчастного случая по форме Н-5 в двух экземплярах, а также акт по форме Н-1 (или форме НТ) о потерпевшем в шести экземплярах и представить на утверждение работодателю;

-в случаях острых профессиональных заболеваний (отравлений), кроме акта по форме Н-1 составляется также карта учета профессиональных заболеваний (отравлений) по форме П-5.

Несчастные случаи, на которые составляется акт по форме Н-1 или НТ берутся на учет и регистрируются работодателем в специальном журнале.

Работодатель должен на протяжении суток после проведения расследования рассмотреть и утвердить акты.

Утвержденные акты по форме Н-1 на протяжении трех суток рассылаются:

1. Потерпевшему или его доверенному лицу вместе с актом расследования несчастного случая (Н-5);

2. Руководителю цеха или другого структурного подразделения, участка, места, где произошел несчастный случай, для осуществления мер по предотвращению подобных случаев;

3. Соответствующему рабочему органу исполнительной дирекции Фонда вместе с копией акта расследования несчастного случая;

4.Соответствующему территориальному органу Госпромгорнадзора;

5. Профсоюзной организации, членом которой является потерпевший;

6. Руководителю службы охраны труда предприятия или должностному лицу (специалисту), на которого работодателем возложено исполнение функций специалиста по вопросам охраны труда.

По требованию потерпевшего председатель комиссии по расследованию обязан ознакомить потерпевшего или его доверенное лицо с материалами расследования несчастного случая.

Копия акта по форме Н-1 высылается вышестоящему органу управления, в случае отсутствия такого органа – местной государственной администрации или исполнительному органу местного самоуправления.

В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) копия акта по форме Н-1 и карта учета острого профессионального заболевания (отравления) по форме П-5 отсылается также в соответствующее учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая ведет обязательный учет случаев острых профессиональных заболеваний (отравлений).

Акты расследования несчастного случая, по форме Н-1 или НТ вместе с материалами расследования подлежат сохранению на протяжении 45 лет на предприятии, работником которого является потерпевший. В случае ликвидации предприятия акты расследования несчастных случаев по форме Н-1 или НТ подлежат передаче правопреемнику, который берет на учет эти несчастные случаи, а в случае его отсутствия или банкротства – в государственный архив.

По окончанию периода временной нетрудоспособности или в случае смерти потерпевшего работодатель, который берет на учет несчастный случай, составляет сообщение о последствиях несчастного случая по форме Н-2 и в десятидневный срок отсылает его организациям и должностным лицам, которым рассылается акт по форме Н-1 или НТ.

Несчастные случаи с работниками подразделений Государственной службы охраны, а также других охранных подразделений, которые имеют юридический статус и специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности, если они произошли во время исполнения обязанностей, расследуются и берутся на учет этими подразделениями. В расследовании несчастных случаев обязан принимать участие представитель предприятия, где произошел несчастный случай.

Несчастные случаи с учениками и студентами учебных заведений, которые произошли во время


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: