Высказывания Глинского старца Иоанна (Маслова)

Материнская молитва со дна ада может вытащить.

Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение.

Реальная любовь - носить немощи друг друга... Любовь сильнее смерти... В любви сокрыт ключ и истинного боговедения и истинной христианской жизни.

И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием». Надо гнать вражьи мысли, заменять их молитвой.

Наша жизнь здесь - борьба. Сидим в окопах, как солдаты, - вокруг рвутся снаряды. Христианин - это воин, сражающийся, по апостолу Павлу, с «духами злобы поднебесной». Мы, воины, должны бороться, не расслабляться.

Здоровая душа - борется с мыслями, с желаниями... Против греха борись, как воин, сражайся с диаволом до победного конца, призывая в помощь Царицу Небесную...

С мыслями надо бороться. Не допускать их в ум, тогда они не проникнут в сердце... мысль явилась, а ты ей должен сказать: «Нет, я не хочу»... Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца... Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа.

Уныние бывает, когда дверь (души) открыта, т. е. впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают все, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь

закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать.

Все дает послушание... Слушай, что тебе говорят, и выполняй, тогда и жизнь установится...

...У нас нет никаких добрых дел, т. е. молитвенного подвига нет, смирение и терпение в нашей душе отсутствуют. А пороки развиваются, подобно зловредным насекомым, с неудержимой быстротой, которые полностью оскверняют наше сердце и помрачают ум…

Всякий грех начинается с греховных помыслов.

Христианское смирение - это проявление силы человеческого духа... Победить эту силу не могут никакие внутренние и внешние человеческие усилия. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Сергий, преподобный Серафим, преподобный Амвросий Оптинский, каким обладали тысячи истинных рабов Божиих, - тот проявляет не слабость духа, а его величие и крепость.

Смирение - это способность видеть истину.

Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече». Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это - два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина… Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно пребывали в нашем сердце; только в таком состоянии мы будем распознавать внушения злого духа и подвизаться против него.

Не слушай врага, не соглашайся с ним! Не исполняй то, что он тебе внушает.

Надо стремиться к духовной жизни, не принимать помыслов от врага». Когда старца спрашивали: «Что значит – очищать помыслы?» - он отвечал: «Не соглашаться с ними. Преподобный Иоанн Пророк объясняет: «Согласие с помыслами состоит в том, что когда что-либо нравится человеку, он услаждается сим в сердце своем и с удовольствием размышляет о сем. Если же кто противоречит помыслу и ведет с ним брань, чтобы не принимать его, - это не есть согласие, но брань, и сие приводит человека к опытности и успеху»...

Зависть - это от врага. Он может истерзать душу, если не противиться... Когда зависть не пытайся своим размышлением противиться врагу, бесполезно, он тебя обманет. Вообще не принимай его подступов - сразу отрезай: «Мне этого не надо, это не мое». Занимайся сразу работой, чтобы ум был занят....

Сомнение (в вере) - искушение диавола. Бессмысленно разговаривать со своими мыслями. На все сомнения - один ответ: «Верую», - и скоро почувствуешь помощь.

Мыслей греховных не допускай. Сразу переключайся на другое. Думай, например, о смерти, о Страшном суде.

Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные греховные чувства. Особенно глаза, уши и злой язык, двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, на сторону далече. Нужно подумать обо всем и сказать: «Вернусь я снова в отеческий дом и скажу Отцу Небесному: «Прими меня как единого от наемник Твоих».

Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа - греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от духовной спячки.

Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие - все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить.

«Кто не кается, тот мертв», «Ум покаявшегося думает по-другому», «Проводя пост беззаконно, человек отрицается Матери Церкви», «Нерадение есть тьма неведения», «Гордость помрачает, смирение просвещает», «Осуждая ближнего, досаждаешь Богу»,

«Сердце не может быть раздвоено в любви», «Много скорби праведным, но нечестивым еще больше», «Смерть есть начало вечности», «Где чистая совесть, там радость и вера», «Что в душе отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд», «Кто Церковь не слушает, тот не Христов», «Одно чтение - ко спасению, другое - к погибели», «Безнравственный человек есть посмешище злого духа», «Сейчас в мире царит тьма духовная. Вот мы и должны быть светом и солью».

Борись с грехом - знай свое дело.

Унижение - это хорошо...Всегда себя нужно обвинять.

Ни к кому и ни к чему не должно быть привязанности, только к Богу.

Надо к Богу стремиться, Божественного искать, что к человеку привязываться.

Всегда надо помнить цель - спасение. Это дело всей жизни. Здесь скоро ничего не добудешь. Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел - и снова с радостью вперед. Палка для нас - молитва. А потом как молния сверкнет - озарит все, и видно, куда и как идти. Но это редко, а обычно - молись. Ничто скоро не дается. И при жизни может, и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут.

Монашеская жизнь - это не есть почетное звание или титул почести, а это непрерывный подвиг доброделания, т. е. труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий. А цель в конечном своем существе должна сводиться к тому, чтобы воскресший Господь сподобил нас узреть Его в Царствии Небесном лицом к лицу.

Если найдем в своих сердцах грехи, как-то: гордость, упрямство, самомнение, самоволие или отсутствие любви к Богу, к нашим наставникам и друг к другу - значит, мы в таком случае стоим на опаснейшем пути... Ведь монах должен быть ангелом и его назначение - постоянно славить Бога, своей доброй жизнью с небесным воинством.

Подвизайся в монашеском житии, т. е. в смирении, терпении и любви ко Господу и людям. Все свои земные попечения и тревоги возлагай на Матерь Божию и делай все то, что Ей угодно. По своей воле не поступай ни в чем. Возлагаемые на тебя послушания принимай как от Бога. В молитве будь терпелив и ревностен. В болезнях не унывай, но возлагай вину за свои немощи на свои грехи и леность.

Исходя из важности и святости таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и, прежде всего, очистить ее от смертных грехов посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение.

Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими.

Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной - вот наша цель и духовная красота.

Старец Стефан (Игнатенко)
(1886-1973 гг.)

Иеросхимонах Стефан (в миру Димитрий Иванович Игнатенко) родился 25 октября 1886 г. в семье казака в селе Вознесенское Владикавказского уезда. В двенадцать лет Дмитрий стал круглой сиротой. (Мать Дмитрия, Надежда ненамного пережила своего супруга, Ивана, убитого в горах абреками.)

Любовь к монашеству рано зародилась в сердце мальчика. Из воспоминаний старца о годах учёбы в церковно-приходской школе: «Учили нас так: сначала вели к утрени, а потом – завтракать, а во время завтрака читали нам жития святых. И запали мне в сердце два жития: житие святого Алексия, Божьего человека, и преподобного Антония Великого.

И загорелось сердце любовью к монашеству».

В 1898 году Дмитрий окончил церковно-приходскую школу и отправился со знакомым благочестивым старцем на Афон. Однако отроку не суждено было остаться на Святой горе. Из-за непривычных климатических условий он тяжело заболел, и через восемь месяцев по благословению старцев вернулся на родину.

В 1904 году на горе Бештау был основан Свято-Успенский Второ-Афонский монастырь, в 1908 году Дмитрий поступил в него послушником. Первое время ему пришлось выполнять самые разнообразные послушание: он шил одежду, пек просфоры, работал в огородах и виноградниках... В 1914 году состоялся постриг Дмитрия в монашеский чин с именем Стефан... В 1916 году иеродиакон Стефан был рукоположен во иеромонаха.

В первые годы советской власти скрытый в горах Второ-Афонский Успенский монастырь некоторое время не привлекал внимания властей. В смутное время, когда обновленческое движение, захлестнуло всю страну, монастырь на горе Бештау был единственным твердым оплотом Православия в окрестностях Кавказских Минеральных Вод.

В 1926 году, когда обитель закрыли, монахи обосновались в горах Псху. С 1930 по 1937 год о. Стефан скрывался в Грузии, позже вернулся во Владикавказ. В 1949 году архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) принял отца Стефана и приписал его к клиру Ставропольской епархии.

Последние годы жизни старец провел в Кисловодске, где помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Из-за большого количества богомольцев старец Стефан иногда не имел возможности отойти от аналоя, исповедовать приходилось с вечера до самого утра.

Старец принимал людей и дома. Верующие любили кроткого, скромного старца. Духовные дети старца рассказывали, что он никогда не настаивал на своем мнении, никому не навязывал его, он лишь предупреждал о нежелательности предполагавшегося поступка или действия. Многие отмечали, что у старца был удивительный дар рассуждения. По свидетельству духовных чад старца: «Господь даровал ему сострадательное, отзывчивое сердце и глубокий плач». Сохранилось много свидетельств прозорливости старца.

В Кисловодске старца навещали отцы Троице-Сергиевой лавры. Очень почитал его будущий старец Кирилл (Павлов). Бывал у него игумен Марк (Лозинский).

2/15 августа 1968 года, в день памяти святого архидиакона и первомученика Стефана, старец был пострижен в великую схиму с сохранением имени.

У старца была сердечная недостаточность, его беспокоила печень, он страдал от язвенной болезни, грыжи, но, не смотря на это, до последних дней старался подниматься в 4 часа утра (зимой в 5) читал утренние молитвы, служил «полунощницу», затем первый, третий и шестой часы. Читал Псалтырь, каноны. Отслужив «обедницу», читал Евангелие и Деяние Апостолов, поминал живых и усопших. Около десяти часов завтракал и начинал принимать верующих.

12 февраля 1973 года у старца Стефана ночевал архимандрит Савва из Пятигорска, он в последний раз причастил старца в восемь часов утра 13 февраля. Когда врач предупредил о приближении кончины, духовные чада старца в 10 часов начали читать канон на исход души. Из воспоминаний духовной дочери старца Нины В. Думеновой: «Все встали на колени перед постелью старца со свечами в руках. Едва завершилось чтение канона, иеросхимонах Стефан вздохнул в последний раз, и на выдохе из его уст исшел круглый, диаметром примерно три сантиметра, снопик света, состоявший из мелких золотистых лучей. Свет прошел над телом почившего до самых его ног и исчез».

Старец отошел в вечную жизнь в 10 часов 25 минут утра 13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня.

16 февраля при большом стечении людей состоялись похороны старца на Седлогорском кладбище.

Упокой, Господи, раба Твоего иеросхимонаха Стефана во Царствии Твоем!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: