Тексты 13-14

кшетраджна(гйа) атма пурушах пуранах сакшат свайам джйотир аджах парешах

нарайано бхагаван васудевах сва-майайатманй авадхийаманах

йатханилах стхавара-джангаманам атма-сварупена нивишта ишет

эвам паро бхагаван васудевах

кшетраджна(гйа) атмедам ануправиштах

кшетра-джна(гйа)х - Верховная Личность Бога*; атма - всепроникающий, вездесущий; пурушах - повелитель, обладающий неограниченной властью и могуществом; пуранах - изначальный; сакшат - которого можно постичь, слушая, как о Нем рассказывают сведущие люди, а также увидеть собственными глазами; свайам - Сам; джйотих - проявляющий лучи (Брахман), которые исходят от Его тела; аджах - никогда не рождающийся; парешах - Верховная Личность Бога; нарайанах - место успокоения всех живых существ; бхагаван - Личность Бога, исполненная шести совершенств; васудевах - прибежище всего сущего, проявленного и непроявленного; сва-майайа - посредством Своей энергии; атмани - в Самом Себе или в обыкновенных живых существах; авадхийаманах - присутствующий в качестве повелителя; йатха - как; анилах - воздух; стхавара - в неподвижных существах; джангаманам - и в движущихся существах; атма-сварупена - Сверхдушой, Своим проявлением; нивиштах - вошедший; ишет - будет управлять; эвам - так; парах - трансцентный; бхагаван - Верховный Господь; васудевах - прибежище всего сущего; кшетра-джна(гйа)х - тот, кого называют кшетрагьей; атма - жизненная сила; идам - в этот (материальный мир); ануправиштах - вошедший.

*В тексте 12 слово кшетраджна(гйа) указывает на индивидуальную душу (дживу), но в данном случае, так же как и в тексте 11, это слово обозначает Верховного Господа.

Как я уже говорил, кшетрагьей называют индивидуальное живое существо, а кроме того, этим словом описывают Верховную Личность Бога. Верховный Господь - это всепроникающее начало мироздания. Он самодостаточен и полностью независим. Его можно постичь как слушая о Нем, так и увидев Его воочию. Он излучает духовное сияние и не подвержен рождению, смерти, старости и болезням. Он - повелитель всех полубогов, в том числе Господа Брахмы. Его именуют Нараяной, ибо Он - убежище, в котором после разрушения материального мира укрываются все живые существа. Господь в полной мере обладает всеми богатствами и совершенствами. В Нем покоится вся материальная энергия, поэтому одно из имен Верховной Личности Бога - Васудева. Проявляя Свое могущество, Он присутствует в сердце каждого, подобно тому как в телах всех движущихся и неподвижных существ присутствует воздух или жизненная сила. Так Господь повелевает всеми телами: входит в каждое из них в образе Своего частичного проявления и направляет их деятельность.

КОММЕНТАРИЙ: То же самое утверждается в «Бхагавад-гите» (15.15): сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джна(гйа)нам апоханам ча. Все индивидуальные живые существа подчиняются верховному существу - Параматме, пребывающей в их сердцах.

Параматма - это пуруша, Она относится к пуруша-аватарам, воплощениям Господа, которые создают материальный мир. Первая пуруша-аватара, Маха-Вишну, - это экспансия полной экспансии Верховной Личности Бога, Кришны. Первая экспансия Кришны Баладева, а последующие экспансии - это Васудева, Санкаршана, Анируддха и Прадьюмна. Васудева является источником брахмаджьоти: брахмаджьоти - это лучи, что исходят от тела Васудевы. Об этом сказано в «Брахма-самхите» (5.40):

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти

котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному всемогущему Господу. Ослепительное сияние Его трансцентного тела - это безличный Брахман, абсолютный, всеобъемлющий и беспредельный; в нем проявлены миллионы вселенных с бесчисленными планетами, каждая из которых наделена уникальными богатствами». А в «Бхагавад-гите» (9.4) о Верховной Личности Бога говорится так:

майа татам идам сарвам

джагад авйакта-муртина

мат-стхани сарва-бхутани

на чахам тешв авастхитах

«В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную.

Все существа пребывают во Мне, но Я остаюсь вне их».

Все эти описания относятся к всепроникающим полным экспансиям Кришны: Васудеве, Санкаршане, Прадьюмне и Анируддхе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: