йама увача
паро мад-анйо джагатас тастхушаш ча отам протам патавад йатра вишвам
йад-амшато 'сйа стхити-джанма-наша насй отавад йасйа ваше ча локах
йамах увача - Ямараджа сказал; парах - выше; мат - меня; анйах - иной; джагатах - всего движущегося; тастхушах - недвижимого; ча - и; отам - поперек; протам - вдоль; патават - как ткань; йатра - где; вишвам - мироздание; йат - которого; амшатах - от воплощения в виде частей; асйа - этой (вселенной); стхити - сохранение; джанма - сотворение; нашах - уничтожение; наси - в носу; ота-ват - как веревка; йасйа - которого; ваше - во власти; ча - и; локах - творение.
Ямараджа сказал: О мои верные слуги, вы думаете, что я - Всевышний, но на самом деле это не так. Есть один верховный властелин, который превосходит и меня, и Индру, и Чандру и всех прочих полубогов. Брахма, творец мироздания, Вишну, хранитель сотворенного мира и Шива, разрушающий этот мир, - все они лишь частичные воплощения Верховного Господа. Он - продольная и поперечная нить ткани мироздания. Весь мир послушен Ему, так же как бык послушен хозяину, что ведет его за продетую в нос веревку.
КОММЕНТАРИЙ: Подручные Ямараджи заподозрили, что есть кто-то, кому подчиняется даже их господин. И Ямараджа тут же подтвердил их догадку, сказав: «Да, над всем сущим стоит один верховный владыка». Ямарадже подвластна только часть движущихся существ, а именно люди, тогда как над животными у него нет власти. Причина в том, что только людям присуще понятие добра и зла. Но даже среди людей Ямарадже подвластны не все, а только грешники. Поэтому, хотя Ямараджа и обладает властью, его ведомству подчиняется лишь ограниченное число живых существ. Есть другие полубоги, которые возглавляют другие ведомства в мироздании, но над всеми ими стоит верховный повелитель - Кришна: ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. Кришна - Верховный повелитель всего сущего. В сравнении с Ним полубоги, управляющие вселенной, ничтожны. В «Бхагавад-гите» (7.7) Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа - «О Дхананджая [Арджуна], нет никого превыше Меня». Вот почему Ямараджа поспешил рассеять сомнения своих помощников, подтвердив, что над всеми в этом мире есть один верховный властелин.
Шрила Мадхвачарья поясняет, что слова отам протам указывают на причину всех причин. Верховный Господь - поперечная и продольная нить ткани мироздания. Это подтверждается в одном из стихов «Сканда-пураны»:
йатха кантха-патах сутра
отах проташ ча са стхитах
эвам вишнав идам вишвам
отам протам ча самстхитам
«Как две нити, продольная и поперечная, сплетаясь, образуют ткань, так и Господь Вишну пронизывает вдоль и поперек весь проявленный мир».