Качественные исследования изучают, в отличие от количественных, поведение потребителя, его привычки, наклонности, а также систему его мотиваций.
Среди методов качественного исследования можно выделить:
Фокус-группа - это группа, состоящая примерно из 10-20 человек с определенными характеристиками, осуществляющая качественный анализ предмета обсуждения под руководством специалиста – модератора.
Этот метод эффективен на первых стадиях исследования.
Это своеобразный метод разведки, позволяющий получить впечатление о том, что действительно важно познакомиться с данной областью в целом и выдвинуть гипотезу, которую предстоит подтвердить или опровергнуть в ходе дальнейшего исследования.
Основное правило при обсуждении состоит в том, что приветствуются все предложения, а участники не критикуют идеи друг друга.
Кроме того, важно не упоминать названия вашей компании, поскольку это может повлиять на ответы. В то же время было бы целесообразно закончить коллективное интервью обсуждением продукции компании, что может позволить получить интересную информацию.
|
|
Панель - это фокус-группа, с которой работают продолжительное время, исследуя интересующие проблемы в динамике;
[Панель предусматривает регулярный и систематический сбор информации одной и той же потребительской аудитории в местах сбыта для изучения потребительских мотиваций. С целью получения объективных данных исследуемая аудитория не должна знать о проводимом изучении.]
Интервью может быть устным, письменным, телефоным, свободным или стандартизованным. Если опрос осуществляется по заранее разработанной общей схеме, то говорят о стандартизованном интервью.
Глубокое интервью - это метод, в ходе которого выясняются спонтанные ассоциации и скрытые настроения, это попытка приоткрыть истинные основополагающие мотивы по отношению к “чувствительным вопросам”:
· лестница – опрос ведется от характеристик продукции к характеристикам потребителя;
· вопросы со скрытым смыслом, имеющие цель обнаружить больные места потребителя;
· символический анализ используется для сравнения смыслового содержания объектов с противоположными понятиями.
Проективные методы пытаются спроектировать отношение исследуемого на определенные ключевые проблемы и конкретные интересующие исследователя ситуации:
· вербальные ассоциации (какие ассоциации возникают у исследуемых при употреблении исследователем определенных фраз);
· завершение фразы или повествования (предлагается закончить фразу, начатую исследователем);
· тесты с картинками (исследуемому демонстрируют картинки и узнают, что он там видит).