Если менеджер имеет возможность существенно повлиять на величину затрат, то такие затраты являются контролируемыми. Такие затраты могут превращаться в не контролируемые в зависимости от конкретных обстоятельств.
Пример: Директор ЗАО преполагает подписать контракт на аренду нового офиса. До подписание контракта будущие затраты по аренде являются контролируемыми. Однако после подписания договора эти затраты станут не контролируемыми на весь срок действия договора.
Временность как сущность конечности человека.
Это требует некоторых фундаментальных разъяснений относительно временной природы структуры человека. Структурное движение как отношение между онтичес-кой и онтологической возможностью является благодаря своей проблематичности движением времени. Акт, посредством которого человек стремится конституировать в бытии присущую ему возможность, — это также акт, посредством которого бытие идет навстречу человеку, чтобы основать его в его конечности. Это движение бытия навстречу человеку есть будущее как фундаментальное определение времени. Но это — проблематичное движение навстречу, которое не устраняет риска человека, и именно поэтому оно является будущим. Проблематичность в ее временном аспекте — это возможная ничтожность возможностей человека, т. е. возможность, связанная со всеми возможностями, которые выбирает и обретает человек, неудачи основать себя в бытии и быть утраченными. Решение человека, когда оно является подлинным, вовлекает его
|
|
и поэтому дает ему гарантию в его формировании, но не устраняет допущения проблематичности и риска как таковых, т. е. допущения, которое человек выводит из собственной конечности, ибо временность означает конечность. Именно время удерживает человека в его конечности, удерживая его в проблематичности трансцендентального отношения между он-тической и онтологической возможностью. Настоящее человека — это тот самый акт, благодаря которому человек является конечным существом. Но эта конечность обретает весь свой смысл,' а временность (которая может также быть несерьезностью и несобранностью) становится историчностью, т. е. многозначительной сосредоточенностью лишь тогда, когда человек решает как раз в смысле своей конечности, принимая эту конечность как свою собственную природу и оставаясь ей верным.
Свобода как освобождение от греха. Структура экзистенции основывает человека в подлинной природе его конечности только посредством решения и выбора самого индивида. Призыв, который бытие человека направляет к человеку, реализуется в своем подлинном смысле лишь благодаря выбору человека. На самом деле ничего в существовании человека не происходит без его выбора. Структура человека — это по существу свобода, свобода, являющаяся не безразличием, но нормативностью, должным, должным конечной личности человека и поэтому универсального бытия, которое ее основывает, и сообщества, которое в этом бытии обретает свою почву для встречи и взаимопонимания. Человек постоянно находится перед решаю-
|
|
щей альтернативой между бытием и небытием, между обладанием собой в обладании собственными возможностями и растрачиванием и опошлением этих возможностей, между обезличенной и бессмысленной жизнью и напряженной и имеющей смысл жизнью, которая коренится в истории. Эта альтернатива постоянно дается на выбор человеку, но не в безразличии своих противоположных возможностей, а в реальном, постоянно обновляющемся призыве, который подлинная возмбжность обращает к человеку в акте направления его к историчности. Свобода человека гарантируется беспрерывным обновлением этого призыва. Конечно, человек может и не услышать его, и эта возможность является действительной и реальной, это — возможность греха.
Грех — это несобранность, несерьезность, расслабленность, погружение в жизнь, такую, как она есть, неспособность координировать ее, господствовать над ней и поэтому неспособность господствовать над собой и владеть собой. Грех — это действительная, неотъемлемая возможность структуры. Он связан с временностью, которая является основой возможной укорененности в ничто присущей человеку структуры. Опошляя и рассеивая возможности человека, грех делает обезличенной и бессмысленной его жизнь, препятствует формированию его личности, изолирует и отдаляет его от бытия и от сосуществования. Все же он не делает невозможным призыв, который из самой глубины его структуры бытие обращает к человеку посредством нормы. Таким обра-jom, структура, хотя она предназначена изначально гарантировать формирование подлинного единства
человека в его отношении с бытием и сосуществующими людьми, именно в силу этого и одновременно является возможностью греха.
Страсть как самоограничение человека в собственной конечности. Освободиться от отчаяния, победить грех можно лишь посредством выбора, который определяет верность человека самому себе. Эта верность является верностью человека своей собственной конечности. Конечность не должна игнорироваться и отрицаться; она должна быть осознана, принята и реализована до конца. Если она отрицается и не признается, она цепь, которую влачат, того не зная, но которая сковывает всякое движение и делает невозможным никакое творчество. Но если она принимается и признается, если реализуется до конца, она становится субстанцией самой свободы. Тогда человек самоограничивается в своей собственной конечности, становится способным к страсти. Он исключает из себя или отбрасывает все, что его отвлекает и рассеивает; он живет в сосредоточении своей силы и полностью принимает внутренне присущий ему риск. То, что человек действительно может делать, он может делать это лишь со страстью. Только благодаря ей он свободен в своей конечности и для своей конечности. Возможность, которую он выбрал и сделал своей, принадлежит ему в подлинном смысле и позволяет ему реализоваться в сложном единстве, тем более глубоком и богатом, чем больше оно исключает рассеяние и разбрасывание. Никакого постороннего соображения недостаточно тогда, чтобы остановить его. Он решил и постоянно решает посредством свободно-
го и страстного выбора, который удерживает его в верности самому себе и определяет его в его судьбе. Тогда встает перед ним во всей своей ясности фундаментальная опасность для человеческого сущестования — смерть.
|
|
Смерть как ограничивающая возможность. Верность смерти. Можно' измерить серьезность философского учения вниманием, которое оно уделяет смерти. Учение, в4которое рассмотрение смерти не может входить, не расстраивая его порядок и картину, — праздное занятие, а не философия. Ибо человеческое существование в его природе должно характеризоваться как раз смертью, смертью не как фактом, который случается неизбежно в необходимом порядке природных вещей, а как возможностью, всегда имеющейся в наличии, всегда связанной со всеми человеческими возможностями. Как факт она чужда нам, как возможность она определяет всю нашу природу и все наше существование. Предчувствие смерти в действительности — ощущение проблематичности экзистенции и, следовательно, ее временности. Все возможности человека таковы, что могут не быть, и сам человек в общей форме своего существования таков, что может не быть. Эта возможность всегда налицо, чтобы определять сущностную проблематичность нашей структуры. На самом деле природа временной проблематичности состоит в том, что она может перестать быть проблематичностью, может отпасть от своей сущности. Человек является тем, что он есть, по большей части лишь благодаря возможности смерти; он является тем, что он есть как раз в силу этой возможности.
Итак, эта возможность должна быть осознана и принята. Игнорировать или не признавать ее значило бы еще раз заковать себя в цепь подлинного рабства. Но осознать смерть и принять ее не значит принять ее как подлинную возможность, жить для нее и рассматривать экзистенцию на основе решения, которое бы ее предвосхищало. Она условие любой определенной возможности, она сама трансцендентальная возможность в ее последней природе; она не может стать онтичес-кой возможностью, не может опуститься до частной альтернативы, которая бы как таковая могла быть выбрана человеком. Бояться смерти вне опасности, как требовал Паскаль, на самом деле не бояться ее, а просто принимать ее как фундаментальную опасность для существования. Опасность, которая должна быть принята, потому что она должна быть признана присущей самой сущности экзистенции. Каждая наша возможность может в любой момент превратиться в ничто. Игнорировать эту опасность значит впадать в наивную иллюзию; принимать смерть как господствующую перспективу нашего существования значит низвергать эту наивную иллюзию, но еще не освобождаться от нее. Тот, кто решает не думать о смерти, мучительно гоняется за вырисовывающимися перед ним возможностями, не овладевая ни одной из них и не владея собой ни в одной. Тот, кто решает думать о смерти как единственной альтернативе своей жизни, также утрачивает свои собственные возможности и свое Я и губит себя в тревоге. Тот, кто принимает смерть как таковую и! боится ее вне опасности, остается при?;репленным к возможности, которую он выбрал как свою собственную и сделал из нее свое призвание и главное кредра
|
|
значение для всех своих сил и того, что сверх его сил. Верность смерти выражает в этом случае подлинность, свойственную экзистенции, которая реализуется в структуре, формируя человека в его подлинном единстве, т. е. в его необходимом отношении с универсальным бытием и с коэкзистирующим сообществом. Она единственная позиция, достойная человека.