heri – вчера anĭmus, i m – дух
miser, a, um – бедный recreo 1 – восстанавливать
medicina, ae f – лекарство corpus n – тело
asper, a, um – горький confirmo 1 – укреплять
nonne – разве не praeceptum, i n - наставление
campus, i m – поле fides,ei f – вера
pila, ae f – мяч hodie – сегодня
ludo 3 – играть bacŭlum, i n – палка
mox – скоро
- Marce, cur heri in schola non eras? – magister puĕrum rogat.
At Marcus:
- Aeger eram, – inquit, – in schola adesse non poteram.
- O te miserum! Erat-ne medĭcus apud te?
- Medicus me visitabat, – respondet Marcus, – et mater medicinam aspĕram mihi dabat.
- O te miserum! Sed responde, nonne in Campo Martio heri eras et cum puĕris pila ludebas?
Marcus tacet, sed mox:
- Magister, – inquit, – medĭci verba audi: pila anĭmum recreat et corpus confirmat. Ego praeceptis medĭci obtemperabam.
Sed magister Marci verbis fidem non dat et:
- Heri, – inquit, – tu pila anĭmum recreabas, et ego hodie bacŭlo corpus tuum confirmabo.
Puĕri e schola domum currunt. Deinde in Campum Martium current, sed Marcus domi manebit: medicina magistri aspĕra erat.
Упражнения
I. Прочтите и переведите текст.
II. Выпишите из текста глаголы, стоящие в imperfectum и futurum I; проспрягайте их в praesens indicativi activi et passivi.
III. Найдите в тексте притяжательное местоимение, просклоняйте его в мужском, женском и среднем роде.
IV. Составьте 5–7 словосочетаний: притяжательное местоимение и существительное, пользуясь словами к тексту.
|
|
V. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к 1 и 2 склонению; просклоняйте по одному прилагательному в мужском, женском и среднем роде.
VI. Задайте вопросы к тексту на латинском языке.
VI. Перескажите текст.
VIII. Переведите письменно. Назовите часть речи и грамматическую форму главных членов предложения.
1. Я люблю играть в мяч с друзьями.
2. Мы были вчера на Марсовом поле.
3. Твое лекарство горькое.
4. Они всегда слушают наставления врачей.
5. Я укрепляю свое тело и дух.
6. Почему твоего друга нет дома?
Sententiae
.1. Repetitio est mater studiorum. – Повторение – мать учения.
2. Quidquid discis, tibi discis. – Чему бы ты ни учился – учишься для себя.
3. Majori cede! – Уступай старшему!
4. Nemĭnem laede! – Никому не вреди!
5. Sine ira et studio. – Без гнева и пристрастия.
6. Homo sapiens. – Человек разумный.
7. Ante Christum natum. – До рождества Христова.
8. Post factum. – После факта.
Прочтите и выучите наизусть!
Урок 13.
Сложные глаголы с sum. Повторение: существительные 1 и 2 склонения; imperfectum et futurum primum. Текст: Vita virorum rusticorum. Упражнения. Sententiae