Сущность капитала

Большинство исламских правоведов считают, что капитал, инвестируемый каждым партнером в бизнесе должен быть представлен в ликвидной форме. Это означает, что контракт мушарака должны основываться на вложении денег, а не товаров. Другими словами, долевой капитал совместного предприятия должен иметь денежное выражение. Ни одна часть долевого капитала не может быть представлена в натуральном выражении.

Однако, по этому вопросу имеются иные точки зрения:

1. По мнению имама Малика, не является обязательным условием для контракта мушарака чтобы капитал был представлен в денежной форме. Таким образом, допустимо, чтобы участник делал вклад в натуральной форме, но его доля должна быть определена в денежном эквиваленте, согласно рыночным ценам на момент заключения контракта. Такого же мнения придерживаются и некоторые правоведы ханбалитской школы[4].

2. Имам Абу Ханифа и Имам Ахмад полагают, что для мушарака вложения в натуральной форме неприемлемы. Их позиция подкрепляется двумя аргументами:

Во-первых, они объясняют, что товар одного из участников всегда отличается от товара другого участника. К примеру, если участник А вложит в развитие бизнеса один автомобиль, а вложением участника В станет другой автомобиль, тогда каждый из автомобилей будет являться исключительной собственностью первоначального владельца. Поэтому, в случае продажи автомобиля участника А, выручка от реализации и должна принадлежать участнику А. У участника В нет никаких прав заявлять о своей доле на вырученные средства. Отсюда следует, что в случае если собственность одного партнера отличима от собственности другого, ни о каком партнерстве речи быть не может. И напротив, если инвестируемый капитал каждого участника имеет денежное выражение, этот долевой капитал не отличим, потому что денежные единицы неотличимы между собой, в результате чего образуется общий пул и партнёрство получает своё существование[5].

Во-вторых, это объясняется тем, что в контрактах мушарака предусмотрены ситуации, в которых стороны вынуждены прибегнуть к перераспределению вложенного капитала между партнерами. Если долевое вложение осуществлялось в форме товара, тогда такое перераспределение невозможно, ведь к этому моменту товары могут быть проданы. Если капитал выплачивается по стоимости товара, а его стоимость могла и возрасти, возникает ситуация, при которой один из партнеров получит всю прибыль, поступившую в результате коммерческой деятельности, из-за повышения стоимости инвестированных товаров и, следовательно, второй партнер останется ни с чем. Верно и обратное, если стоимость этих товаров упадет, появляется вероятность того, что один партнер вдобавок к прибыли от своих инвестиций получит и определенную часть от исходной цены товара, (стоимость которого упала) принадлежавшего другому партнёру[6].

3. Имам аш-Шафии выбрал нечто среднее между двумя вышеизложенными позициями. Он поясняет, что товары бывают двух видов:

- дават-уль-амсаль – это товары, которые в случае их уничтожения могут быть заменены аналогичными с точки зрения качества и количества. К таким товарам относятся, к примеру, пшеница, рис и т.д.: если со 100 килограммами пшеницы что-то случится, то их с легкостью можно заменить другими 100 килограммами пшеницы аналогичного качества.

- дават-уль-кимах товары, которые нельзя заменить на аналогичные. К таким товарам относится, к примеру, рогатый скот. Каждая животное имеет индивидуальные характеристики. То есть, если кто-то убьет овцу одного из партнёров, он не сможет заменить её на аналогичную. Придется оплатить её стоимость.

Имам аш-Шафии объясняет, что товары первого типа (а именно дават-уль-амсаль) могут быть вложены в мушарака как качестве доли партнёра в капитале, в то время как товары второго типа (а именно дават-уль-кимах) не могут выступать в качестве доли в капитале[7].

Делая подобное различие между товарами типа дават-уль-амсаль и товарами типа дават-уль-кимах, имам аш-Шафии отвечает на второе ограничение «участия товарами», упомянутое имамом Ахмадом. В случае с товарами вида дават-уль-амсаль перераспределение капитала может принимать следующий вид: каждому партнеру даются товары, схожие с инвестированными товарами. Однако, первый аргумент все еще остается без ответа для имама аш-Шафии.

Для того чтобы дать ответ на него, имам Абу Ханифа говорит, что товары, попадающие под категорию дават-уль-амсаль, могут считаться частью долевого вложения только в том случае, если их (товары) смешали таким образом, что партнеры не смогут определить их принадлежность и отличить один от другого[8].

Вкратце, если один из участников сделки захочет вступить в контракт мушарака, используя в качестве вложения какие-либо товары, то, в соответствии с мнением имама Малика, он может сделать это без каких-либо ограничений, при этом его доля в мушарака должна определяться текущей стоимостью товара на момент заключения контракта. В соответствии же с мнением имама аш-Шафии это може быть сделано только в случае, если товары относятся к категории дават-уль-амсаль.

Согласно мнению имама Абу Ханифы, в случае если товары относятся к категории дават-уль-амсаль, то мушараку можно осуществить в случае если товары каждого из партнёров можно смешать между собой. А если товары относятся к категории дават-уль-кимах, то они не могут составлять долю в капитале.

Представляется, что точка зрения имама Малика более проста и целесообразна и отвечает современным требованиям бизнеса. По этой причине это мнение может принято к руководству[9].

Учитывая все вышесказанное, мы можем резюмировать следующее: долевой капитал в контрактах мушарака может быть как в денежной форме, так и в форме товара. В последнем случае рыночная стоимость товара должна определять размер взноса каждого партнера в общий капитал.

Управление мушарака

Обычно мушарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнерством и осуществлять работу на него. Однако, партнёры могут согласиться на условии что управление будет осуществляться только одним из них, и никакой из других партнёров не должен вмешиваться в него. Однаков этом случае пассивный компаньон может рассчитывать лишь на прибыль эквивалентную его инвестициям, а норма прибыли, предназначенная данной стороне, не должна превышать долю вложенных им инвестиций, о чём уже говорилось ранее.

Таким образом, если все партнеры решают совместно работать на предприятие, каждый из них рассматривается как представитель интересов остальных участников касательно всех деловых вопросов, а любая проделанная работа любым из участников в рамках обычной хозяйственной деятельности считается уполномоченной всеми партнёрами по бизнесу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: