План:
1. Византийское православие: история развития, основные особенности.
2.Православие в России.Влияние на развитие государства и права.
3.Церковное право и его влияние на правовые традиции России.
Тема № 5. Ислам.
План:
1.Происхождение ислама и основные этапы его развития. Вероучение ислама. Коран.
2. Этико – правовая система в исламе. Шариат. Мусульманская обрядность: ритуально – религиозные и социально – психологические аспекты.
3. Основные направления в исламе (суннизм, шиизм). Ваххабизм.
4. Ислам в духовной культуре народов России.
Тема № 6.Веротерпимость и свобода совести в современном обществе, право и государство.
План:
1 Веротерпимость и свобода совести: суть и специфика понятий.
2.Законодательство о религии в дореволюционной России: историческая специфика и причины ограничения религиозной свободы.
3. Советское законодательство о религии. Политика советского государства в религиозном вопросе.
4.Свобода совести и правовой статус религиозных организаций в странах демократического мира и современной России.
|
|
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Цели самостоятельной работы.
Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 5.
Вопросы для самоконтроля
1. Мировые религии – сравнительная характеристика.
2.Религия и право: сравнительная характеристика.
3.Христианство: происхождение, развитие, вероучение, обрядность, современное состояние.
4. Каноническое право: общая характеристика.
5. Католицизм: развитие, вероучение, обрядность, современное состояние.
6.Протестантизм: происхождение, вероучение, обрядность, современное состояние.
|
|
7. Протестантизм в современной России (протестантские организации в России, их особенности, тенденции и развития).
8. Православие: развитие, вероучение, обрядность, современное состояние.
9. Православие в истории русского общества и государства.
10. Старообрядчество: история и современность.
11.Сектантство в дореволюционной и советской России.
12. Церковь и государство в истории России: особенности взаимоотношений в различные периоды истории.
13.Буддизм: происхождение, развитие, вероучение, обрядность, современное состояние.
14. Проблема человека и человеческого существования в буддизме («Восьмеричный путь спасения», нирвана, понятие души).
15.Ислам: происхождение, развитие, вероучение, обрядность, современное состояние.
16.Мусульманское право: особенности, современное состояние.
17.Проблема свободы совести в современном обществе: философский и правовой аспекты.
18.Правовой статус религиозных организаций в Российской империи.
19..Система государственно - правового регулирования религиозных процессов в советский период российской истории.
20. Современная система государственно - правового регулирования религиозных процессов в Российской Федерации. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
21.Основные формы взаимоотношения религиозных организаций и государств в странах современного мира.
22. Регулирование свободы совести в дореволюционной России.
23. Религиозная организация как юридическое лицо.
Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы | Виды самостоятельной работы студентов | Зач. ед./ часы |
Модуль 1. Общая часть | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | ||||
3. Подготовка и презентация рефератов | ||||
4. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
5 Подготовка к практическим занятиям | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену | ||||
Модуль 2. Особенная часть | 1. Изучение тем лекций | |||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | ||||
3. Подготовка и презентация рефератов | ||||
4. Подготовка к тестированию по модулю | ||||
5 Подготовка к практическим занятиям | ||||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену | ||||
ИТОГО |
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).
|
|
Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.