Предмет

Психология – наука о психических явлениях:

А) психические процессы:

познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);

эмоционально – волевые (эмоции, воля).

Б) психические явления:

психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);

психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.)

Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)

Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.

Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.

Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.

Объект психологии – человек, животное, группа людей.

Основные принципы психологии:

1)Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;

2)Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;

3)Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.

4)Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.

5)Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: