Техника психодрамы
Роли.
В психодраме наиболее важными являются роли режиссера, протагониста и «вспомогательного» Я.
Роль режиссера обычно исполняет руководитель группы. Он же играет роль психотерапевта и аналитика. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли, «запускает» представление, дает ему определенное направление, предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как творчество, гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.
В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло; в роли аналитика обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретируя их поведение, мысли и чувства.
^ Исполнитель главной роли в психодраме носит название протагониста. Участники второстепенных ролей называются «вспомогательные» Я. Остальные участники группы носят название аудитории, которая отличается от обычной театральной тем, что принимает активное участие как в самой психодраме, так и в последующем ее обсуждении.
|
|
^ Фазы развития психодрамы.
Первая фаза состоит из трех стадий:
1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников;
2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;
3) фокусировка членов группы на конкретной теме.
^ Вторая фаза — психодраматическое действие.
Выбирается протагонист. Выслушиваются его замысел, тема, которые могут быть положены в основу психодраматического действия. После того как тема одобрена, протагонист выбирает для постановки сценария «вспомогательных» Я. Далее осуществляется то, что называется собственно психодраматическим действием.
Протагонист с помощью «вспомогательных» Я разыгрывает намеченную тему, стараясь больше импровизировать, быть спонтанным, естественным, открытым.
Роль режиссера при разыгрывании представления достаточно сложна: с одной стороны, он должен не мешать естественному развитию сценария, с другой — направлять его по нужному руслу, ведущему в конечном итоге к катарсису и инсайту.
Морено так говорил о роли режиссера в процессе психодраматического действия: «Мы не должны разрушать стены, мы просто должны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта».
^ Третья фаза — последующее обсуждение.
Желательно, чтобы в обсуждении психодраматического действия участвовали не только режиссер, протагонист и другие задействованные в представлении лица, но и вся группа.
^ Методика психодрамы.
|
|
Наиболее часто в ходе психодраматического действия используются такие методики, как монолог, двойник, обмен ролями, отображение.
^ Базовые техники, применяемые в психодраме.
Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее возможно выделить группу базовых техник, универсальных по возможности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам. Киппер выделяет девять специальных базовых техник:
^ Представление самого себя (самопрезентация) – серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.
^ Исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.
Диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии).
^ Монолог – проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.
Дублирование – техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста – одновременно с ним, пытаясь стать его "психологическим двойником".
^ Реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
^ Обмен ролями – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
^ Техника пустого стула – метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями.
^ Техника зеркала – осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия
Среди базовых выделяется, кроме того, общая группа техник: "шаг в будущее", "возврат во времени", "тест на спонтанность", "сновидение", "психодраматический шок" и "ролевые игры под гипнозом".