Вопрос 52проблема городского шума

Один из наиболее распрост­раненных неблагоприятных физи­ческих факторов окружающей среды является шум. Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах.

Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Для "громких звуков" допустимая граница примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым.

Один из основных источников шума в городе - автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растет. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на дорогах городов со средней интенсивностью движения. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта. Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств. К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос.

Решения

Шумозащитные конструкции вдоль магистралей снижают загрязнение максимум на 16 дБА, но в жилых районах вблизи автотрасс санитарные нормы превышены на 20-25 дБА. «Приоритетное направление в этом году — внедрение шумопонижающих технологий и материалов дорожного по­крытия, — рассказывает о городской концепции Елена Лезина. — Эти меры способны компенсировать удвоение интенсивности скоростных потоков или увеличение вдвое средней скорости движения».

До 2008 года шумозащитное остекление (стеклопакеты пока самое эффективное средство, снижают шум на 30 дБА) проходило за счет городского бюджета в основном при капитальном ремонте. Как будет в этом году, пока неизвестно, но мэр дал поручение разработать финансирование остекления всех жилых домов, находящихся в зоне сверхнормативного шумового воздействия.

В плане первоочередных работ — шумозащитные мероприятия для больниц и дет­ских садов, но списка этих объектов еще нет. Эффективность природных способов защиты невысока (26-30 м зеленых насаждений снижают шум на 10-12 дБА), так что вряд ли они будут использованы.

В зону сверхнормативного воздействия авиашумов входит около 40 районов Москвы наподалеку от аэропортов «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Остафьево». «Замена самолетов на менее шумные модели, как принято в Европе, возможна только в долгосрочной перспективе, — говорит Лезина. — Реалистичной целью является исключение полетов над жилыми кварталами». В текущем году в Зеленограде, Южном Бутове и Солнцеве установят работающие круглосуточно автоматические станции контроля авиашума — чтобы собрать доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений и последующего изменения маршрутов полетов.

Защитить себя от преступающих закон застройщиков и шума инженерных сооружений, оборудованных с нарушениями нормативов, под силу каждому москвичу без особых материальных затрат, как показывает опыт ЖСК «Ачинск». С шумными соседями сложнее, хотя и существует закон «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», устанавливающий «тихий час» с 10 вечера до 6 утра. Но для этого нужно вызывать милицию, ждать, не утихомирились ли соседи после увещеваний людей в погонах, и так далее.

А есть и затратный, но зато совсем простой способ. «Достичь неплохого звукоизолирующего эффекта в квартире можно при незначительном уменьшении ее площади», — рассказывает инженер-акустик компании «Акустические материалы и технологии» Николай Канев. Современные звукоизолирующие материалы позволяют снизить уровень шума на 10-30 дБА. В среднем заказчику такая звукоизоляция обходится в 5000 долларов за комнату. Число москвичей, желающих изолировать хотя бы спальню, уверяют в «Акустических материалах и технологиях», в последнее время растет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: