Один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды является шум. Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах.
Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Для "громких звуков" допустимая граница примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым.
Один из основных источников шума в городе - автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растет. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на дорогах городов со средней интенсивностью движения. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту.
|
|
Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта. Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств. К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос.
Решения
Шумозащитные конструкции вдоль магистралей снижают загрязнение максимум на 16 дБА, но в жилых районах вблизи автотрасс санитарные нормы превышены на 20-25 дБА. «Приоритетное направление в этом году — внедрение шумопонижающих технологий и материалов дорожного покрытия, — рассказывает о городской концепции Елена Лезина. — Эти меры способны компенсировать удвоение интенсивности скоростных потоков или увеличение вдвое средней скорости движения».
|
|
До 2008 года шумозащитное остекление (стеклопакеты пока самое эффективное средство, снижают шум на 30 дБА) проходило за счет городского бюджета в основном при капитальном ремонте. Как будет в этом году, пока неизвестно, но мэр дал поручение разработать финансирование остекления всех жилых домов, находящихся в зоне сверхнормативного шумового воздействия.
В плане первоочередных работ — шумозащитные мероприятия для больниц и детских садов, но списка этих объектов еще нет. Эффективность природных способов защиты невысока (26-30 м зеленых насаждений снижают шум на 10-12 дБА), так что вряд ли они будут использованы.
В зону сверхнормативного воздействия авиашумов входит около 40 районов Москвы наподалеку от аэропортов «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Остафьево». «Замена самолетов на менее шумные модели, как принято в Европе, возможна только в долгосрочной перспективе, — говорит Лезина. — Реалистичной целью является исключение полетов над жилыми кварталами». В текущем году в Зеленограде, Южном Бутове и Солнцеве установят работающие круглосуточно автоматические станции контроля авиашума — чтобы собрать доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений и последующего изменения маршрутов полетов.
Защитить себя от преступающих закон застройщиков и шума инженерных сооружений, оборудованных с нарушениями нормативов, под силу каждому москвичу без особых материальных затрат, как показывает опыт ЖСК «Ачинск». С шумными соседями сложнее, хотя и существует закон «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», устанавливающий «тихий час» с 10 вечера до 6 утра. Но для этого нужно вызывать милицию, ждать, не утихомирились ли соседи после увещеваний людей в погонах, и так далее.
А есть и затратный, но зато совсем простой способ. «Достичь неплохого звукоизолирующего эффекта в квартире можно при незначительном уменьшении ее площади», — рассказывает инженер-акустик компании «Акустические материалы и технологии» Николай Канев. Современные звукоизолирующие материалы позволяют снизить уровень шума на 10-30 дБА. В среднем заказчику такая звукоизоляция обходится в 5000 долларов за комнату. Число москвичей, желающих изолировать хотя бы спальню, уверяют в «Акустических материалах и технологиях», в последнее время растет.