консультирование - звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.
Виды помощи:
социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;
социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);
|
|
социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.
С целью эффективного предоставления информации социальному педагогу нужно соблюдать правила:
- представлять информацию в дозах, в пределах обозначенной проблемы;
- не перегружать клиента информации;
- выбирать оптимальные способы предоставления каждого блока информации;
- определять главное при предоставлении информации;
- проверять, правильно понял и усвоил информацию клиент;
- основную информацию нужно повторять в разной форме;
- повторять и уточнять вопросы клиента;
- повторять и суммировать ответы на вопросы клиента
При социальном консультировании специалист должен помнить, что:
|
|
1 Для решения проблемы клиенту следует предлагать несколько вариантов выхода из проблемы
2 Давать не только рекомендации, но и оценку их сложности в исполнении Клиент должен знать, чего будет стоить тот или иной вариант
3 Нужно убедиться, что клиент правильно понял рекомендации
4 Предложенную рекомендацию клиент должен выбирать самостоятельно
5 В ходе выполнения рекомендации необходимо консультировать клиента
6 клиент может вносить изменения в ход процесса
Социальный педагог должен вести учет консультации