Среди факторов, выступающих на первый план в воспитательном процессе формирования личности, обладающей такими качествами, выдвигается интеграция школы и семьи в современных условиях. Однако существует ряд проблем в эффективном взаимодействии образовательных учреждений и семьи. Во-первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе. Во-вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей.
Обозначим тенденции, характерные для социального и семейного воспитания: исчезают коммуникативные барьеры, возрастает поток свободного использования информации, не подконтрольной семье; усиливается наркотизация части подрастающего поколения; либерализируется половая мораль; происходит резкая экономическая дифференциация семей с детьми; улучшается материально-финансовая база учреждений образования и семьи при ослаблении их воспитательной функции; повышаются требования к успешности ребенка; наиболее распространенным типом (до 60%) становится либо конфликтная семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, либо семьи, испытавшие «серийный брак» (Ф. Тоффлер), где преобладают отношения «успешного временного союза»
К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности для реализации своего воспитательного потенциала. Так, И.В. Крупина в своей монографии пишет: «Реальная ситуация такова, что наблюдается тенденция ухудшения качества семейного воспитания. Именно семья — самая естественная и благородная для растущего человека среда - низведена до примитивного уровня одевания, питания и наказания. Произошли глубинные деформации в психологии людей, которые стали следствием недостаточного материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья»
О влиянии изменений в российском обществе на семью указывает Н.А. Зелевская: «В начале 3-го тысячелетия под угрозой исчезновения находится колыбель человечества, первооснова его духовной культуры - семья. Об этом свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства»
Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях
Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому не мало, среди них:
– пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
– следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, принесённым из собственного детства;
– непонимание целей совместной деятельности со шкалой и своей роли в ней;
– ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.