Вопрос 64. Ответственность сторон по договору перевозки груза.
Стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Ответственность перевозчика наступает только при наличии вины в случаях:
1. утраты груза;
2. просрочки доставки груза;
3. самовольного занятия, повреждения или утраты вагонов, принадлежащих отправителям или арендаторам;
4. использования груза для своих нужд;
5. несохранности груза после принятия его для перевозки и хранения его до выдачи грузополучателю, а также за иные нарушения в соответствии с правилами перевозки.
Ответственность грузоотправителей и грузополучателей, наступает в случаях:
1. отказа или неправильного оформления накладной;
2. самовольного использования транспортных средств;
3. превышения грузоподъемности;
4. повреждения средств перевозки;
5. предъявления груза, запрещенного к перевозке или требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза, а также за иные нарушения в соответствии с правилами перевозки.
|
|
Ответственность может быть в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и штрафа, размер которых определяется договором.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К таким случаям относится авария — специальное понятие в морской перевозке.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии (судна, фрахта и перевозимого судном груза). При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной.
Убытки могут выражаться в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего повреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); в расходах, вызванных, например, вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая; в иных пожертвованиях.
Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес, или того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта.