Вопрос 35. Культура Древнего Китая

В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спаса­ющих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, за­сухи, вызванной появлением разом десяти солнц, от которой лю­дей спас стрелок И, сбивший лишние солнца из лука, и т.д.) и приносящих ему различные навыки и умения (добывать огонь, строить жилища, выращивать злаки и т.д). Впоследствии эти ге­рои были переосмыслены как первые правители Китая, но даже на этой стадии их облик продолжает описываться как частично зооморфный, что явно указывает на их исконную мифологиче­скую и тотемистическую природу. Для мифов о первопредках ха­рактерен мотив их непорочного зачатия матерью при контакте с неким проявлением божественного существа (следом Великана, яйцом Пурпурной Птицы).

Космогонические мифы обычно отталкивались от концепции двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу мировых начал — инь (темное женское начало) и ян (светлое мужское начало). В середине I тыс. до н. э. на этой основе была создана стройная схема происхождения мира из хаоса.

В иньский период считалось, что Вселенная подчиняется все­могущему верховному божеству Ди («Владыке»). Его свиту со­ставляли усопшие предки вана — посредники между ним и Ди. В чжоуское время эта концепция отмерла, а место Ди в представле­нии о богах заняло Небо — Тянь. По более позднему выражению, «только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает спра­ведливостью, посылает урожай и неурожай. От милости Неба за­висит судьба народа». Ван рассматривался как Сын Неба (Тянь цзы) и для общения с ним не нуждался в посредниках. Считалось, что он получал от Неба мандат на царствование и его статус был неотделим от обладания исключительной «благой силой» дэ, представляющей собой способность настраиваться в резонанс Небу и проводить его энергию на благо жителей земли. Поле дей­ствия дэ правителя охватывает весь мир. Поэтому выполнение им необходимых ритуалов вело к постоянному возобновлению по­рядка и мироустройства во всей Поднебесной. Если правитель безответственно относился к своим обязанностям, он понижал свои возможности использовать собственное дэ, если стремился к праведности — повышал их.

Письменность Китая ведет отсчет от иньских иероглифов. В иньский период письменность применялась, видимо, только в ри­туале; при Чжоу грамотность широко распространяется среди на­селения, включая простолюдинов. Унификация китайской пись­менности произошла при Цинь Шихуанди; с того времени идет прямая линия развития к современному письму. На рубеже но­вой эры китайцы открыли бумагу.

Из памятников литературы следует отметить «Шицзин» — сформировавшийся в середине I тыс. до н. э. свод наиболее знаме­нитых народных и авторских песен (лирических, эпических и ритуальных). С иньских времен Китай знает традицию летописа­ния. В I в. до н. э. придворный историограф Сыма Цянь, по убеж­дениям умеренный даос и бесстрашный в исполнении своего гражданского долга чиновник, создал знаменитый свод истории Китая вплоть до своего времени — «Ши цзи» («Исторические за­писки»). Этот труд послужил образцом для всех последующих династийных историй, образующих основной корпус китайской историографии вообще.

Китай достиг больших успехов в прикладных естественных науках, а также в накоплении и каталогизации знаний вообще. Большого развития достигла медицина. Во всеобъемлющем труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тыс. до н. э.) подробно описаны физиология и способы лечения многих болезней. Чжан Чжунцзин (150-219 гг.) разработал метод диагностики по пульсу. Начало развиваться иглоукалывание. Китайские медики использовали для лечения многие травы, в том числе чай, который первона­чально считался тонизирующим средством. Китайские астроно­мы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н. э.), вычис­ляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появле­ние комет. Чжан Хэн (78-139 гг.) описал 2500 звезд, выдвинул теорию безграничности Вселенной и создал уникальный сейсмо­граф. Математики Древнего Китая использовали отрицательные числа и десятичные дроби.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: